Всё для андроид
Меню сайта
Вход на сайт
Поиск
Наш опрос
Оцените мой сайт
Всего ответов: 12

Лекция 1. Введение в этнопедагогику

План:

1. Понятие о народной педагогике и народном воспитании                                

2. Этнопедагогика как наука

3. Содержание курса «Этнопедагогика», его значение в профессиональной подготовке будущих педагогов

Литература:

1. Волков Г.Н. Этнопедагогика: Учеб.для студ. сред. и высш. пед. учеб. заведений. – М.: Академия, 1999. – 168 с.

2. Этнопедагогика народов Казахстана. Сборник научных трудов / Под редакцией Г.Н. Волкова и К.Ж. Кожахметовой. – Алматы: Алем, 2001. – 305 с.

3. КукушинВ.С.,Столяренко Л.Д. Этнопедагогика и этнопсихология. – Ростов-на-Дону: Феникс, 2000. – 448 с.

4. Узакбаева С.А., Кожахметова К.Ж. Использование материалов казахской этнопедагогики при изучении педагогических дисциплин. – Алматы: Өнер, 1998. – 64 с.

5. Кожахметова К.Ж.  Казахская этнопедагогика: методология, теория, практика. Монография. – Алматы: Ғылым, 1998. – 317 с.

6. Измайлов А.Э. Народная педагогика: педагогические воззрения народов Средней Азии и Казахстана. – М.: Педагогика, 1991. – 256 с.

7. Калыбекова А. Теоретические и прикладные основы народной педагогики казахов. Изд. 2-ое. – Алматы: БАУР, 2006. – 364 с.

1. Понятие о народной педагогике и народном воспитании

По мнению К.Д. Ушинского «Первый воспитатель – народ». Действительно, каждый народ выработал способы и приемы обучения и воспитания, элементарные педагогические приемы. Народная педагогика возникла как сознательная и целенаправленная деятельность по выработке духовных и физических качеств у подрастающего поколения. С возникновением религии, искусства, науки усложнялось и содержание воспитания. Веками народ накапливал опыт воспитания, каждое поколение вносило в него что-либо новое. Народная педагогика представляет собой социально-педагогическое явление, отражающее опыт народа. Народная педагогика трактуется большинством ученых как совокупность идей и мыслей народа (представителей конкретного этноса) о воспитании, а также эмпирического опыта по воспитанию подрастающего поколения, накопленного народом. Народное воспитание –это опыт народа в воспитании детей и молодежи, накопленный поколениями.

По мнению С.А. Узакбаевой и К.Ж. Кожахметовой народная педагогика – это «совокупность знаний, умений, навыков народа в области воспитания и обучения, на основе которых формировались определенные обычаи и традиции, способствующие передаче этих знаний, умений и навыков из поколения в поколение преимущественно в устной форме, через народное творчество (устное народное и декоративно-прикладное)»[4, с. 5]. Они отмечают, что цель народной педагогики – воспитание гармонично развитого человека, исходя из опыта предшествующих поколений. Аналогичное определение народной педагогики дает А.Э. Измайлов: «Народная педагогика рассматривается нами как совокупное педагогическое знание и воспитательный опыт народа» [6, с. 9].

Более подробно народную педагогику определяет А. Калыбекова. Это – «совокупность и взаимозависимость представлений, взглядов, суждений, идей, навыков и приемов в области обучения и воспитания, отраженных в народном творчестве. Конкретизируем данное определение: народное творчество мы рассматриваем как широкое и глубокое явление. Широкое, потому что народное творчество включает в себя разнообразные виды трудовой деятельности, ремесла, традиции, обычаи, обряды, праздники, устное народное творчество, игры, танцы, народное изобразительное и декоративно-прикладное искусство и т.п. Глубокое потому, что, находясь в постоянном развитии и обновлении, оно сохраняет многие изначальные черты и, отражая своеобразие каждого этапа пройденного исторического пути, является как бы зеркалом своего времени. Следовательно, народная педагогика – это все из народного творчества, что прямо или опосредованно служит делу воспитания»[7, с. 26].

Таким образом, народная педагогика трактуется как совокупность идей и мыслей народа (представителей конкретного этноса) о воспитании, а также эмпирического опыта по воспитанию подрастающего поколения, накопленного народом. Существует и другой подход к трактовке понятия «народная педагогика». Например, Ю.А. Рудь определяет народную педагогику так: «Народная педагогика как духовное образование, является результатом коллективного творческого вклада людей труда в культурное богатство общества», в качестве объекта труда своего исследования указывает «народную педагогику как эмпирические знания и воспитательный опыт трудящихся масс» [Рудь Ю.А. Методологические и теоретические проблемы изучения народной педагогики (логико-исторический аспект). – М., 1980]. Аналогичное определение дает Е.Л. Христова: «Народная педагогика – классовое педагогическое сознание народных масс – часть их педагогической деятельности, выражающая интересы трудящихся и направленная на формирование человека борца за социальное равенство» [Христова Л.Е. Об уточнении понятийного аппарата этнопедагогики // Советская педагогика. – № 7. – 1989. – с. 103-106].

Народная педагогика вошла в понятийный аппарат педагогики в 60-е годы ХХ века, хотя первая книга «Народная педагогика» (В.С. Виноградов) издана в 1926 году. Народная педагогика – не наука, но предмет науки этнопедагогика (Г.Н. Волков) [1, с. 5].

2. Этнопедагогика как наука

Этнопедагогика является составной частью педагогической науки. Впервые термин «этно­пе­да­гогика» в педагогической литературе в 1972 году употребил Г.Н. Вол­­ков, который опре­делил ее как науку «об эмпирическом опыте этнических групп в воспитании и образовании детей, о мо­раль­но-этических и эстетических воззрениях ни исконные ценности семьи, рода, пле­ме­ни, народ­но­сти, нации» [1, с. 4]; это «наука, исследующая воспитательный опыт народа, его педагогические воззрения, наука о педагогике быта, педагогика семьи, рода, племени, и нации» [2, с. 23].

В настоящее время имеются и другие трактовки понятия «этнопедагогика», «этническая педагогика», которые не противоречат друг другу, а дополняют друг друга. Так, В.С. Кукушин и Л.Д. Столяренко указывают, что «этнопедагогика представляет собой научный взгляд на явление воспитания и анализирует социальные и педагогические процессы, взаимосвязи, взаимодействия, взаимовлияния педагогики с культурными традициями народа» [3, с. 6].

В современной педагогической литературе встречаются два термина (этнопедагогика и на­род­ная педагогика), которыми ученые обозначают науку, изучающую закономерности и особен­но­сти этнического (народного) воспитания. Несмотря на смысловую схожесть этих терминов, необ­хо­­ди­мо различать их. В.С. Кукушин и Л.Д. Столяренко отмечают, что термин «народная пе­да­гогика» употребляется для обозначения воспитательных традиций конкретной этнической груп­пы, а «этнопедагогика» – обобщенное понятие, означающее сравнительный анализ воспитатель­ных традиций различных народов [3, с. 6]. В то же время, существует и другое понимание народ­ной педагогики. М.И. Стельмахович отмечает, что народная педагогика включает в себя эм­пи­ри­ческие педагогические знания и средства без принадлежности к конкретной этнической общно­сти [7].

Как подчеркивает Г.Н. Волков, этнопедагогика «объясняет народную педагогику и предлагает пути ее использования в семье и в школе в современных условиях, собирает и исследует опыт этнических групп, основанный на многовековом, естественно развивающемся соединении народных традиций»[2, с. 23]. В этом состоит основная функция этнопедагогики, которая, как видно из предложенной цитаты, объединяет в себе функции любой науки – описание, объяснение и предсказание явлений того участка действительности, который она изучает.

Таблица 1. Объект и предмет этнопедагогики

Понятие

науки

педагогики

этнопедагогики

Объект

Область дейст­ви­тельности, ко­торую изучает данная наука

Образование

Этническое (народное) образование и воспитание

Предмет

Способ видения объекта с позиций данной науки

Система отно­ше­ний, возни­ка­ю­щих в об­ра­зо­ва­­тель­ной деятельности

- педагогическая культура рода, племени, народности, нации (Г.Н. Волков);

- народная педагогика; в ней – два аспекта: эпистемический (познание, знание, идея, мысль) и аксиологиче­ский (ценность, значе­ние, роль, смысл) (Г.Н. Волков) [2, с. 23];

- закономерности и особенности народного (этничес­ко­го) воспита­ния (В.С. Кукушин, Л.Д. Столяренко);

Определяя область исследования этнопедагогики, Г.Н. Волков пишет: «Этнопедагогика изучает процесс социального взаимодействия и общественного воздействия, в ходе которого воспитывается, развивается личность, усваивающая социальные нормы, ценности, опыт; собирает и систематизирует народные знания о воспитании и обучении детей, народную мудрость, отраженную в религиозных учениях, сказках, сказаниях, былинах, притчах, песнях, загадках, пословицах и поговорках, играх, игрушках и пр., в семейном и общинном укладе, быте, традициях, а также философско-этические, собственно педагогические мысли и воззрения, т.е. весь педагогический потенциал, оказывающий влияние на процесс историко-культурного формирования личности» [1, с. 4]. По мнению К.Ж. Кожахметовой, в трудах Г.Н. Волкова допускается отождествление объекта и предмета этнопедагогики (народная педагогика и педагогическая культура рода, племени, народности, нации) [5, с. 22].

Другой важный вывод, который делаетК.Ж. Кожахметова на основе анализа работ Г.Н. Волкова, касается соотношения понятий народное воспитание и народная педагогика. Этот же вывод можно отнести и к вопросу о соотношении этнопедагогической теории и этнопедагогиче­ской практики. Он состоит в том, что, говоря о народном воспитании, подразумевают практику народного воспитания, а о народной педагогике – его теорию: «народное воспитание – жизнь, действительность в сфере воспитания, педагогическая практика, народная педагогика – идея, педагогическая мысль»[5, с. 22].

Принципы этнопедагогики:

1) природосообразности (Я.А. Коменский);

2) народности (К.Д. Ушинский): «Народ имеет свою особую характеристическую систему воспитания… Только народное воспитание является живым органом в историческом процессе народного развития» [1, с. 5];

3) преемственности поколений: «Не говори о любви к детям, если не почитаешь старых» (Г.Н. Вол­ков)[3, с. 6];

4) связи с жизнью; этот принцип лежит в основе социализирующей функции этнопедагогики:

«Социализация в самом общем виде есть не что иное, как развитие личности под влиянием окружающего социума, культуры, обретение личностью ее социальной роли. Таким образом, народная педагогика, помимо накопления знаний, обретения навыков, умений, выполняет функцию социализации подрастающих поколений» (В.С. Кукушин)[3, с. 6];

5) гуманизма: «Изучая курс этнопедагогики, следует помнить, что это наука о любви – о любви к человеку независимо от цвета кожи, глаз, пропорций тела, языка. Ведь люди мира хоть и говорят на разных языках, но смеются и плачут одинаково. На Земле не существует больших и малых народов (есть лишь много- и малочисленные), нет хороших и плохих наций»(В.С. Кукушин)[3,с9];

6) толерантности, продолжение цитаты В.С. Кукушина: «У каждого народа есть высокие духовные идеалы, и в среде любого этноса, к сожалению, есть циники, варвары, простофили. Но если на цинизм и варварство мы будем реагировать не ненавистью, а терпением и воспитательным воздействием, мир станет намного лучше» [3, с. 9]; а также терпимости к жизненному укладу, нормам, обычаям, традициям и т.п. других народов;

7) гармонии и сотрудничества в отношениях между представителями различных народов: «основой сотрудничества должна стать духовная культура, которая в мировой истории всегда была интегрирующим фактором и испокон веков – интернациональной» [3, с. 9].

Таким образом, этнопедагогика – наука об эмпирическом опыте этнических групп в воспитании и образовании детей, о морально-этических и эстетических воззрениях на исконные ценности семьи, рода, племени, народа. Это наука об истории и теории народного воспитания. Предмет этнопедагогики включает в себя следующие проблемы:

  • педагогика семейного быта;
  • поговорки, пословицы народов мира, их значение в нравственном воспитании;
  • загадки как средство умственного воспитания;
  • народные песни, их роль в эстетическом воспитании;
  • игрушки и творчество детей;
  • детская и молодежная среда, её педагогические функции;
  • материнская педагогика и её средства.

3. Содержание курса «Этнопедагогика», его значение в профессиональной подготовке будущих педагогов

Изучение курса "Этнопедагогтка" способствует формированию готовности студентов к использованию средств народной педагогики, народных ценностей, традиций, обычаев в современном воспитании. Краткое содержание курса представлено в тематическом плане дисциплины.

Андроид темы