Костанайский государственный педагогический институт
Психолого-педагогический факультет
Кафедра педагогики
«Утверждено»
Советом факультета
Протокол № 11 от «24» июня 2015 г.
Председатель совета_______________
СИЛЛАБУС
по дисциплине Этнопедагогика
специальность 5В010800-Физическая культура и спорт
5В011500-Основы права и экономики
5В010400-История
5В010700-Изобразительное искусство и черчение
5В010600-Музыкальное образование
5В011800-Русский язык и литература
форма обучения очная
всего кредитов 2
Форма обучения |
|||||
очная |
очная сокращен ная
|
заочная |
|||
на базе общего средне го образ. (срок обуче ния 5 лет) |
на базе технического и профессионального, послесреднего образования (срок обучения 3 года) |
на базе высшего образования (срок обучения 2 года) |
|||
Всего часов по РУП В том числе |
90 |
|
|
|
|
лекций |
15 |
|
|
|
|
практических (семинар.) |
15 |
|
|
|
|
лабораторных |
|
|
|
|
|
СРСП |
30 |
|
|
|
|
СРС |
30 |
|
|
|
|
Экзамен (семестр) |
4 |
|
|
|
|
Программа дисциплины разработана к.п.н., доцентом кафедры педагогики Шумейко Т.С.
( Ф.И.О. , должность, ученая степень)
на основании Типовой учебной программы дисциплины «Этнопедагогика», разработанной УМС Казахского национального педагогического университета им. Абая по группе специальностей «Образование», рассмотренной на заседании Республиканского Учебно-методического совета от 15.05.2012 года. Протокол № 18
Рассмотрена и рекомендована на заседании кафедры
Протокол № 11 от «23» июня 2015 г.
Зав.кафедрой___________ Б. Утегенова
Одобрена методическим бюро факультета
Протокол № 6 от «22» июня 2015 г.
Председатель_______________ Ш. Демисенова
Сведения о переутверждении
№ |
Учебный год |
Сведения об изменениях в силлабусе |
Дата переутверждения № протокола заседания кафедры
|
Подпись зав.кафедрой |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
I.Название, номер (код) курса и количество кредитов:
Этнопедагогика, Etn2203, 2 кредита
II. Контактная информация:
Преподаватель курса:
|
Шумейко Татьяна Степановна
Байменова К.С.
Разумова Лидия Павловна
|
кандидат педагогических наук, и.о. доцента кафедры педагогики КГПИ магистр педагогики, ст. преподаватель кафедры педагогики КГПИ магистр педагогики, преподаватель кафедры педагогики КГПИ |
Телефон: 8-7142-54-24-09(154 внутренний) – кафедра педагогики КГПИ;
III. Краткое описание курса
Появление новых суверенных государств на постсоветском пространстве стало мощным фактором резкого усиления интереса граждан этих стран к истории, языку, культуре, традициям и обычаям своих народов. За пределами сферы этих интересов не могла остаться народная педагогика как неотъемлемый компонент культуры, выработанной многими поколениями предков.
Этнопедагогика как теория народной педагогики – это область современной педагогической науки, имеющая междисциплинарный характер, образованная на стыке различных гуманитарных наук. Цель курса «Этнопедагогика» – формирование у студентов педагогического мышления, педагогической культуры и общепрофессиональной компетентности на базе изучения общих основ этнопедагогики Казахстана через освоение общих культурных ценностей, творческое взаимообогащение этнических культур, стимулирование развития каждого этноса, населяющего Республику Казахстан; вооружение студентов знаниями о сущности и специфики этнопедагогики, внедрение традиций и обычаев народов в воспитание подрастающего поколения, с учетом национальных особенностей и специфики национального сознания, ознакомление с основными идеями концепции этнокультурного образования в Республике Казахстан.
Задачи курса – формирование:1) базовых понятий этнопедагогики, знаний о культуре и традициях этносов Республики Казахстан;2) профессионально-значимых личностных качеств у будущего учителя: педагогического мышления,коммуникативности, мобильности, педагогического такта, этикета, толерантности и т.п.;3) умение проводить анализ сопутствующей общественно-политической, этнопедагогической литературы;4) готовность к творческой научно-исследовательской работе в области проблем этнопедагогики;5) знаниях об особенностях педагогической деятельности в полиэтнической среде учащихся и навыков сравнительно-сопоставительного анализа этнопедагогических систем;6) понимания основных путей, методов, форм и средств внедрения материалов этнопедагогики этносов Республики Казахстан в практику воспитательной деятельности образовательных учреждений.
По окончании изучения дисциплины студент должен:
1) иметь знания о базовых понятиях этнопедагогики, о культуре и традициях этносов Республики Казахстан; об особенностях педагогической деятельности в полиэтнической среде; об основных путях, методах, формах и средствах внедрения материалов этнопедагогики этносов Республики Казахстан в практику воспитательной деятельности образовательных учреждений; об основах изучения проблем этнопедагогики этносов Республики Казахстан и народов мира;
2) приобрести умения: работы по самообразованию при анализе социальной литературы по этнопедагогике; сравнительно-сопоставительного анализа этнопедагогических систем разных народов; творческой научно-исследовательской работы в области проблем этнопедагогики; внедрения материалов этнопедагогики в учебно-воспитательный процесс.
Изучение курса этнопедагогики должно привести к формированию профессионально значимых качеств, в том числе педагогического мышления, коммуникабельности, мобильности и т.д., а также культуры межнационального общения и толерантности.
На протяжении веков решалась задача осмысления, сохранения и передачи последующим поколениям опыта и ценностей, как общих для всего человечества, так и частных, составляющих особенности данного народа. Мы обращаемся к народной педагогике не только потому, что это источник мудрости и нравственного здоровья, но и потому, что это наши истоки. Каждый человек, начиная со своего появления на свет и до конца своей жизни впитывает в сознание выработанные народом на протяжении веков обычаи, традиции и нормы поведения. Обычаи и традиции являются самым дорогим наследием, определяющим психологию, духовность и культуру народа. В многонациональной Республике Казахстан представляет ценность опыт народного воспитания каждого из народов, населяющих ее. Воспитание в детях таких основных качеств как доброта, честность, уважение к старшим, справедливость, мужественность – это основа народной педагогики.Объектом изучения является содержаниекурса «Этнопедагогика». Изучение курса осуществляется в ходе лекционных и семинарских занятий, СРСП и СРС.
IV. Пререквизиты и постреквизиты дисциплины
Изучению курса предшествуют дисциплины: «Введение в педагогическую профессию», «Педагогика», что позволяет курсу «Этнопедагогика» прочно входить в блок педагогических дисциплин. Курс «Этнопедагогика» ориентирован на создание основы для изучения и понимания этнопедагогических проблем и явлений как у этносов Республики Казахстан, так и у народов мира.Его изучение направлено на подготовку студентов к педагогической практике в школе, выполнению курсовых работ по педагогике.
V. Тематический план по дисциплине «Этнопедагогика» для студентов очного отделения всех специальностей группы «Образование»
№ |
Тема занятия |
Количество часов |
||||
лек. |
сем. |
СРСП |
СРС |
всего |
||
1. |
Введение в этнопедагогику |
1 |
1 |
2 |
2 |
6 |
Раздел 1. Народная педагогика как источник этнопедагогики |
||||||
2. |
Педагогическая культура и духовный прогресс народа |
1 |
1 |
2 |
2 |
6 |
3. |
Идеал совершенного человека в народной педагогике |
1 |
1 |
2 |
2 |
6 |
4. |
Основные средства народной педагогики (пословицы, загадки) |
1 |
1 |
2 |
2 |
6 |
5. |
Песни как средство народной педагогики |
1 |
1 |
2 |
2 |
6 |
6. |
Сказки в народной педагогике |
1 |
1 |
2 |
2 |
6 |
7. |
Факторы народного воспитания |
1 |
1 |
2 |
2 |
6 |
8. |
Народное воспитание в письменном наследии прошлого |
1 |
1 |
2 |
2 |
6 |
Итого раздел 1 |
7 |
7 |
14 |
14 |
42 |
|
Раздел 2. Казахская этнопедагогика |
||||||
9-10. |
Этнопедагогическая мысль в Казахстане |
2 |
2 |
4 |
4 |
12 |
11. |
Теоретические основы казахской этнопедагогики |
1 |
1 |
2 |
2 |
6 |
12. |
Казахская народная педагогика как источник казахской этнопедагогики |
1 |
1 |
2 |
2 |
6 |
13. |
Этнокультурное образование |
1 |
1 |
2 |
2 |
6 |
14-15. |
Содержание казахской этнопедагогики |
2 |
2 |
4 |
4 |
12 |
Итого раздел 2 |
7 |
7 |
14 |
14 |
42 |
|
Итого по курсу |
15 |
15 |
30 |
30 |
90 |
VI. Содержание дисциплины
Лекция 1. Введение в этнопедагогику
План:
1. Понятие о народной педагогике и народном воспитании
2. Этнопедагогика как наука
3. Содержание курса «Этнопедагогика», его значение в профессиональной подготовке будущих педагогов
Литература:
1. Волков Г.Н. Этнопедагогика: Учеб.для студ. сред. и высш. пед. учеб. заведений. – М.: Академия, 1999. – 168 с.
2. Этнопедагогика народов Казахстана. Сборник научных трудов / Под редакцией Г.Н. Волкова и К.Ж. Кожахметовой. – Алматы: Алем, 2001. – 305 с.
3. КукушинВ.С.,Столяренко Л.Д. Этнопедагогика и этнопсихология. – Ростов-на-Дону: Феникс, 2000. – 448 с.
4. Узакбаева С.А., Кожахметова К.Ж. Использование материалов казахской этнопедагогики при изучении педагогических дисциплин. – Алматы: Өнер, 1998. – 64 с.
5. Кожахметова К.Ж. Казахская этнопедагогика: методология, теория, практика. Монография. – Алматы: Ғылым, 1998. – 317 с.
6. Измайлов А.Э. Народная педагогика: педагогические воззрения народов Средней Азии и Казахстана. – М.: Педагогика, 1991. – 256 с.
7. Калыбекова А. Теоретические и прикладные основы народной педагогики казахов. Изд. 2-ое. – Алматы: БАУР, 2006. – 364 с.