Семинар 1. Нравственное воспитание молодежи средствами этнопедагогики
План:
1. Взаимосвязь понятий «этнопедагогика» и «народная педагогика»
2. Особенности нравственного воспитания подрастающего поколения в народной педагогике
3. Пословицы, сказки, песни и другие средства нравственного воспитания в народной педагогике
4. Нравственное воспитание молодежи средствами этнопедагогики в современной школе
СРСП 1. Этнопедагогика как отрасль педагогической науки
Обсуждение вопросов:
1. Понятие о народной педагогике
2. Объект, предмет и содержание этнопедагогики
3. Сущностные свойства этнопедагогики
Задания для СРС 1:
1. Заполнить таблицу «Понятия этнопедагогики»:
Понятие |
Трактовка понятия |
Автор |
Источник |
|
|
|
|
2. Подготовить презентацию по теме «Роль народной педагогики в формировании национального самосознания»
3. Написать сочинение на тему «Казахстан – многонациональная страна»
4. Из книги Кенжеахметулы С. Традиции и обряды казахского народа. – Алматы: Алматыкітап, 2010. – 312 с. выбрать пример традиции или обряда и проиллюстрировать его в одной из форм по выбору студента: графически (в виде рисунка или комплекта рисунков); в форме ролевого исполнения, разыгранного группой студентов (возможно представление видеоматиериалов ролевого представления обряда); в стихотворной форме, составленной студентом; в форме исполнения песни или музыки, описывающей или сопровождающей данный обряд; в форме загадки, ответом на которую будет название обряда.
Раздел 1. Народная педагогика как источник этнопедагогики
Лекция 2. Педагогическая культура и духовный прогресс народа
План:
1.Народные педагогические воззрения
2. Традиции в народной педагогике
3. Народная педагогическая культура. Народ – творец педагогической культуры
Литература:
1. Волков Г.Н. Этнопедагогика: Учеб.для студ. сред. и высш. пед. учеб. заведений. – М.: Академия, 1999. – 168 с.
2. КукушинВ.С.,Столяренко Л.Д. Этнопедагогика и этнопсихология. – Ростов-на-Дону: Феникс, 2000. – 448 с.
3. Кожахметова К.Ж. Казахская этнопедагогика: методология, теория, практика. Монография. – Алматы: Ғылым, 1998. – 317 с.
4. Калыбекова А. Теоретические и прикладные основы народной педагогики казахов. Изд. 2-ое. – Алматы: БАУР, 2006. – 364 с.
Семинар 2. Роль традиций и обычаев в формировании духовной культуры личности
План:
1. Духовная культура личности как социально-педагогический феномен
2. Народные традиции и обычаи как компонент народной педагогической культуры
3. Роль народных традиций и обычаев в формировании духовной культуры личности
4. Роль традиций и обычаев казахов в формировании духовной культуры личности
СРСП 2. Народные традиции в воспитании молодежи
Проведение ролевой игры «Диалог культур»
Задания для СРС 2:
Подготовка к ролевой игре «Диалог культур»
Литература: Педагогика межнационального общения // Под редакцией Д.И. Латышиной. – М.: Гардарики, 2004. – 320 с. (изучить материал С. 289 – 290).
Лекция 3. Идеал совершенного человека в народной педагогике
План:
1. Совершенный человек как цель и идеал народного воспитания
2. Этнический и общечеловеческий характер совершенного человека
3. Пути воспитания совершенного человека
Литература:
1. Волков Г.Н. Этнопедагогика: Учеб.для студ. сред. и высш. пед. учеб. заведений. – М.: Академия, 1999. – 168 с.
2. Кукушин В.С., Столяренко Л.Д. Этнопедагогика и этнопсихология. – Ростов-на-Дону: Феникс, 2000. – 448 с.
3. Этнопедагогика народов Казахстана. Сборник научных трудов / Под редакцией Г.Н. Волкова и К.Ж. Кожахметовой. – Алматы: Алем, 2001. – 305 с.
Семинар 3. Традиционные средства нравственного воспитания и обучения детей в народной педагогике
План:
1. Традиционные средства нравственного воспитания и обучения детей в народной педагогике
2. Традиционные средства нравственного воспитания и обучения детей у казахов
СРСП 3. Традиционная педагогическая культура семьи и школы как феномен жизнедеятельности народов Казахстана в системе общечеловеческих ценностей
Презентация и обсуждение эссе.
Задания для СРС 3:
Подготовка эссе на выбранную тему:
1. В дружбе – достояние
2. Роль семьи в воспитании поликультурной личности
3. Традиционная педагогическая культура семьи в современном воспитании
4. Народный идеал совершенного человека в системе общечеловеческих ценностей
5. Народный идеал совершенного человека в воспитательном процессе современной школы
Лекция 4. Основные средства народной педагогики (пословицы, загадки)
План:
1.Пословицы, их роль в народной педагогике и формы выражения
2. Воспитание трудолюбия в пословицах
3. Загадки как средство народного воспитания
Литература:
1. Волков Г.Н. Этнопедагогика: Учеб.для студ. сред. и высш. пед. учеб. заведений. – М.: Академия, 1999. – 168 с.
2. Кукушин В.С., Столяренко Л.Д. Этнопедагогика и этнопсихология. – Ростов-на-Дону: Феникс, 2000. – 448 с.
3. Этнопедагогика народов Казахстана. Сборник научных трудов / Под редакцией Г.Н. Волкова и К.Ж. Кожахметовой. – Алматы: Алем, 2001. – 305 с.
4. Калыбекова А. Теоретические и прикладные основы народной педагогики казахов. Изд. 2-ое. – Алматы: БАУР, 2006. – 364 с.
Семинар 4. Морально-эстетические воззрения народа на труд и их роль в трудовой подготовке детей
План:
1. Пословицы и поговорки как средство формирования морально-эстетических взглядов на труд
2. Роль морально-эстетических воззренийнарода на труд в воспитании детей
3. Морально-эстетические воззрения казахского народа на труд и их роль в трудовой подготовке детей
4. Загадки как средство воспитания, их связь с морально-эстетическими воззрениями народа
СРСП 4. Отражение отношения к труду в народной педагогике (на примере пословиц и поговорок)
Обсуждение вопросов СРС 4.
Задания для СРС 4:
1. Проанализировать различия и сходства пословиц и поговорок. По результатам работы составить обобщающую таблицу или логико-структурную схему
2. Подготовить конспект на основе трудов ученых, которые собирали и исследовали казахские пословицы поговорки и загадки
3. Подготовить тематическую подборку-классификацию пословиц и поговорок о труде
4. Выполнить рисунки, иллюстрирующие пословицы и поговорки о труде
Лекция 5. Песни как средство народной педагогики
План:
1. Воздействие песен на личность
2. Колыбельные песни
3. Песни отрочества и юности
4. Причитания и их поэзия
Литература:
1. Волков Г.Н. Этнопедагогика: Учеб.для студ. сред. и высш. пед. учеб. заведений. – М.: Академия, 1999. – 168 с.
2. Этнопедагогика народов Казахстана. Сборник научных трудов / Под редакцией Г.Н. Волкова и К.Ж. Кожахметовой. – Алматы: Алем, 2001. – 305 с.
3. Узакбаева С.А., Кожахметова К.Ж. Использование материалов казахской этнопедагогики при изучении педагогических дисциплин. – Алматы: Өнер, 1998. – 64 с.
4. Кожахметова К.Ж. Казахская этнопедагогика: методология, теория, практика. Монография. – Алматы: Ғылым, 1998. – 317 с.
5. Измайлов А.Э. Народная педагогика: педагогические воззрения народов Средней Азии и Казахстана. – М.: Педагогика, 1991. – 256 с.
6. Калыбекова А. Теоретические и прикладные основы народной педагогики казахов. Изд. 2-ое. – Алматы: БАУР, 2006. – 364 с.
Семинар 5. Патриотическое воспитание учащихся в процессе изучения казахского героического эпоса
План:
1. Задачи патриотического воспитания учащихся в свете идеи нового казахстанского патриотизма, выдвинутой в стратегии «Казахстан-2050»
2. Идеи гражданского воспитания в казахском героическом эпосе
2. Патриотическое воспитание учащихся в процессе изучения казахского героического эпоса
СРСП 5. Полиэтническая среда жизнедеятельности человека
Презентация и обсуждение эссе по темам СРС 7.
Задания для СРС 5:
Подготовить эссе по одной из тем (по выбору студента):
1. Взгляд Президента Н.А. Назарбаева о воспитании поликультурной личности
2. Политика многонационального Казахстана для сохранения единства народа
Литература:
1. Стратегия «Казахстан-2050»: новый политический курс состоявшегося государства
2. Концепция этнокультурного образования в Республике Казахстан, А., 1996
Лекция 6. Сказки в народной педагогике
План:
1. Сказка как народное средство воспитания и ее познавательная роль
2. Педагогические идеи сказок
3. Использование народных сказок в воспитании
Литература:
1. Волков Г.Н. Этнопедагогика: Учеб.для студ. сред. и высш. пед. учеб. заведений. – М.: Академия, 1999. – 168 с.
2. Этнопедагогика народов Казахстана. Сборник научных трудов / Под редакцией Г.Н. Волкова и К.Ж. Кожахметовой. – Алматы: Алем, 2001. – 305 с.
3. Узакбаева С.А., Кожахметова К.Ж. Использование материалов казахской этнопедагогики при изучении педагогических дисциплин. – Алматы: Өнер, 1998. – 64 с.
4. Кожахметова К.Ж. Казахская этнопедагогика: методология, теория, практика. Монография. – Алматы: Ғылым, 1998. – 317 с.
5. Измайлов А.Э. Народная педагогика: педагогические воззрения народов Средней Азии и Казахстана. – М.: Педагогика, 1991. – 256 с.
6. Калыбекова А. Теоретические и прикладные основы народной педагогики казахов. Изд. 2-ое. – Алматы: БАУР, 2006. – 364 с.
Семинар 6. Значение народных сказок в нравственном воспитании детей
План:
1. Сказка как отражение духовных ценностей народа
2. Сказка как средство нравственного воспитания
3. Значение казахских народных сказок в нравственном воспитании детей
4. Использование народных сказок в современном воспитании
СРСП 6.Значение народных сказок в нравственном воспитании детей
Обсуждение вопросов по выполнению СРС 6.
Задания для СРС 6:
В микрогруппе подготовить инсценировку выбранной народной сказки. Раскрыть педагогический смысл сказки и особенности его выражения через различные средства, использованные в подготовленной инсценировке. Сделать вывод о педагогическом значении представленной сказки в современном воспитании.