Лекция 11. Теоретические основы казахской этнопедагогики
План:
1.Казахская этнопедагогика как наука, её основные принципы
2. Цели, задачи и функции казахской этнопедагогики
3. Законы и закономерности казахской этнопедагогики
Литература:
1. Кожахметова К.Ж. Казахская этнопедагогика: методология, теория, практика. Монография. – Алматы: Ғылым, 1998. – 317 с.
2. Калыбекова А. Теоретические и прикладные основы народной педагогики казахов. Изд. 2-ое. – Алматы: БАУР, 2006. – 364 с.
1. Казахская этнопедагогика как наука, её основные принципы
В определении казахской этнопедагогики К.Ж. Кожахметова, опираясь на идею Т.И. Огородникова о том, что этнопедагогика появилась как «новая область, связывающая педагогику с этнографией и фольклористикой», отмечает наличие у этнопедагогики, как составной части педагогики, педагогических признаков:законов, закономерностей, принципов теории педагогики, которые являются методологическими по отношению к этнопедагогике. Вместе с тем этнопедагогика имеет сою специфику, т.к. исследует свой аспект: этнопедагогический. Она имеет тесные связи с этнографией, этнофилософией и философией культуры.
В исследовании сущности казахской этнопедагогики как науки, рассматриваемой в качестве единичного явления, педагогику можно рассматривать как общее, этнопедагогику – как особенное. Педагогика – общее, ее законы действуют и на область этнопедагогики. Этнопедагогика – особенное, т.е. в педагогике вычленяет этнический специфический аспект, характерный для всех этнических групп, форм этноса. Казахская этнопедагогика – единичное, т.е. здесь проявляется специфичное, которое образовалось за счет своеобразия этнической культуры, выражающееся в языке, традициях, обычаях, обрядах, религии; за счет своеобразного этнического мировосприятия, сложившегося исторически под влиянием условий среды, быта, хозяйственной деятельности, этнической психологии казахов, которая находит свое выражение в его характере, национальных чувствах, национальном самосознании.
Системообразующим компонентом данной интеграции, по мнению К.Ж. Кожахметовой, является казахское этническое воспитание, выступающее предметом казахской этнопедагогики. Это подчеркивает специфичность казахской этнопедагогики.
Объектом казахской этнопедагогики является этническая педагогическая культура; развивающаяся этнопедагогическая действительность. Предметом – процесс этнического воспитания человека, продолжающегося на протяжении всей его жизни, как процесс непрерывного освоения этносоциальных ролей.
Основные принципы казахской этнопедагогики:
- объективность и познаваемость мира;
- развитие и историзм;
- единство теории и практики;
- комплексность, целостность и системность;
- народность, культуросообразность, природосообразность;
- учет возрастных и индивидуальных особенностей;
- приоритет родственных отношений;
- почитание старших;
- целесообразное соотношение этнического и социального.
Таким образом, анализ этнопедагогики как составной части педагогической науки показывает, что являясь составной частью педагогики, этнопедагогика имеет и свои особенности, которые обусловлены тем, что это интегрированная область педагогических знаний. Поэтому в своей собственно этнопедагогической части она является отраслью педагогического знания.
2. Цели, задачи и функции казахской этнопедагогики
Цели казахской этнопедагогики:
- определение места казахской этнопедагогики в системе педагогических наук;
- изучение специфики казахского этнического воспитания;
- изучение особенностей формирования национального характера и самосознания;
Основные функции:
- познавательная: сущность законов воспитания у предков, описание и анализ опыта народного воспитания, целей, методов и т.д.;
- формирование национального мировоззрения и национального менталитета;
- воспитание патриотизма, любви к языку и истории казахского народа;
- воспитание на ценностях национальной культуры;
- пропаганда положительного опыта этнического воспитания в семье;
- сохранение этнической самобытности казахского народа.
Для решения поставленных задач и выполнения перечисленных функций используются общенаучные методы: анализ, синтез, индукция, дедукция, аналогия, идеализация, сравнение, наблюдение, измерение и т.д.
3. Законы и закономерности казахской этнопедагогики
Научный закон – это внутренняя, постоянная и необходтмая связь между явлениями, процессами и системами. Он отражает объективные, существенные, необходимые, общие устойчивые и повторяющиеся (при определенных условиях) связи между явлениями действительности.
В казахской этнопедагогике можно выделить следующие законы.
Общепедагогические законы:
- движущая сила развития – борьба противоположностей (внутренних и внешних, общих и индивидуальных);
- развитие личности детерминировано внутренними и внешними условиями;
- развитие личности определяется тремя факторами: наследственностью, средой, воспитанием;
- развитие происходит в процессе деятельности индивида;
- воспитывает реальная жизнь.
Этнопедагогические законы:
- нравственно-этические законы;
- законы воспитания традиций;
- закономерности выполнения этносоциальных ролей.
Законы казахской этнопедагогики на практике:
- законы этнической культуры (в том числе морально-этические);
- законы шариата;
- законы гражданского права;
- система традиций и оычаев;
- этносоциальные роли как система норм моральных установок;
- закон «жетиата» (знание родословной до 7 колена, табу на браки до 7 колена, родство, знание шежере).
В качестве законов казахской этнопедагогики К.Ж. Кожахметова выделяет следующие: воспитание реальной жизнью; параллельного действия (воспитание как общественно-исторический процесс социального формирования (социализации), этнитизации).Закономерностями являются все педагогические закономерности.
Лекция 12. Казахская народная педагогика как источник казахской этнопедагогики
План:
1.Казахская народная педагогика и этнопсихология
2. Роль казахской народной философии в казахской этнопедагогике
3. Этническое воспитание как часть этнической культуры
4. Практика казахской этнопедагогики
Литература:
1. КукушинВ.С.,Столяренко Л.Д. Этнопедагогика и этнопсихология. – Ростов-на-Дону: Феникс, 2000. – 448 с.
2. Кожахметова К.Ж. Казахская этнопедагогика: методология, теория, практика. Монография. – Алматы: Ғылым, 1998. – 317 с.
3. Калыбекова А. Теоретические и прикладные основы народной педагогики казахов. Изд. 2-ое. – Алматы: БАУР, 2006. – 364 с.
1.Казахская народная педагогика и этнопсихология
Духовное богатство народа тесно связано с народной педагогикой, нравственными проповедями, духовными заповедями религии. Поэтому народная педагогика рассматривается как духовный феномен, присущий сознанию народных масс, как источник эмпирических знаний, сведений, идеалов, взглядов, представлений, установок, воспитательных действий, выступающих в единстве педагогической мудрости и педагогической деятельности народа.
Народная педагогика – это «область эмпирических педагогических знаний, опыта народа, которая выражает господствующие в нем воззрения на цели и задачи воспитания» (К.Б. Жарикбаев), «совокупность прогрессивных национальных обычаев и традиций в воспитании потомков, продолжающихся в течение нескольких веков на эмпирической основе» (С.К. Калиев), «естественно-исторический процесс, ведущий к формированию обычаев и традиций, которые в форме народного творчества передаются последующим поколениям» (С.А. Узакбаева), «совокупность и взаимозависимость представлений, взглядов, суждений, идей, навыков и приемов в области воспитания и обучения, отраженных в народном творчестве» (А. Калыбекова). При этом А. Калыбекова рассматривает народное творчество как широкое и глубокое явление. Широкое, потому что народное творчество включает в себя разнообразные виды трудовой деятельности, ремесла, традиции, обычаи, обряды, праздники, устное народное творчество, игры, танцы, народное изобразительное и декоративно-прикладное искусство и т.п. Глубокое потому, что, находясь в постоянном развитии и обновлении, оно сохраняет многие изначальные черты и, отражая своеобразие каждого этапа пройденного исторического пути, является как бы зеркалом своего времени. Следовательно, народная педагогика – это все из народного творчества, что прямо или опосредованно служит делу воспитания.
Важные черты в казахской народной педагогике: чувство кровного родства, чувство единства и побратимства, взаимовыручка, почитание старших и духа предков, сохранение традиций. Все это отражается в народной психологии, которую изучает этнопсихология.
Этнопсихология – наука, исследующая этнические особенности психики людей, национальный характер, национальные чувства, самосознание, национальные стереотипы и т.д. (т.е. национальную психологию); общие, обычно присущие представителям данного народа, психологические особенности характера, поведения, образа мышления и т.д.
2. Роль казахской народной философии в казахской этнопедагогике
Философия как учение об общих принципах бытия и познания, об отношении человека к миру; наука о всеобщих законах развития природы, общества и мышления является мировоззренческой основой этнопедагогики (влияет на формирование мировоззренческой направленности содержания этнопедагогики).Кроме того, философия являетсягенетическим источником всех гуманитарных, в том числе педагогических, наук, так как первые мысли о воспитании были высказаны философами древности.
Философия как мировоззрение – система взглядов на мир, на свое место в мире и обществе. Отличие от науки философии: выражает отношение к миру, личную оценку, нормы, идеалы, т.е. представляет субъективное видение.
Народная философия – это миропонимание, заложенное в народной астрономии, народной медицине, в восприятии пространства и времени; запреты, поверья и т.п. Народная философия определяет мировоззренческие ориентиры национального самосознания. Это несистематизированный, случайно складывающийся свод знаний народа о мироздании. Это преломление действительности в народном сознании, т.е. этническая картина мира.
Некоторые элементы казахской народной философии:
- связь времен и пространства (Узак: долго – далеко);
- природа оживлена, все персонифицировано: Солнце улыбается, звезды моргают. Коктемтуды, кузтусты, кыскелди, жазшыкты – характеристика времен года.
- существуют запреты, касающиеся природы, людей, общества. Например: не класть руки на голову; не переходить дорогу старшим; не оставлять землю вскопанной, не засеяв;
- использование народной астрономии. Лунный календарь составляет 12 месяцев + 11 дней; имеются астрономические приметы;
- существует шаманство; огонь – очищающая сила; поклонение Тенгри и духам предков;
- наличие половозрастных требований. Например: 15-16 летний отрок должен быть воином.
3. Этническое воспитание как часть этнической культуры
4. Практика казахской этнопедагогики
Лекция 13. Этнокультурное образование
План:
1.Этнокультурное образование и основные принципы его реализации
2. Реализация этнокультурных интересов народов Казахстана
3. Воспитание полиязычной личности
Литература:
Лекция 14-15. Содержание казахской этнопедагогики
План:
1.Воспитание совершенного человека
2. Содержание воспитания в казахской этнопедагогике
3. Семейное воспитание в казахской народной педагогике
4. Учет возрастных и индивидуальных особенностей воспитанника в казахской этнопедагогике
Литература