Всё для андроид
Меню сайта
Вход на сайт
Поиск
Наш опрос
Оцените мой сайт
Всего ответов: 12

Лекция 12. Казахская народная педагогика как источник казахской этнопедагогики

План:

1.Казахская народная педагогика и этнопсихология

2. Роль казахской народной философии в казахской этнопедагогике

3. Этническое воспитание как часть этнической культуры

4. Практика казахской этнопедагогики

Литература:

1. КукушинВ.С.,Столяренко Л.Д. Этнопедагогика и этнопсихология. – Ростов-на-Дону: Феникс, 2000. – 448 с.

2. Кожахметова К.Ж.  Казахская этнопедагогика: методология, теория, практика. Монография. – Алматы: Ғылым, 1998. – 317 с.

3. Калыбекова А. Теоретические и прикладные основы народной педагогики казахов. Изд. 2-ое. – Алматы: БАУР, 2006. – 364 с.

1.Казахская народная педагогика и этнопсихология

Духовное богатство народа тесно связано с народной педагогикой, нравственными пропо­ведями, духовными заповедями религии. Поэтому народная педагогика рассматривается как ду­хов­ный феномен, присущий сознанию народных масс, как источник эмпирических знаний, сведений, идеалов, взглядов, представлений, установок, воспитательных действий, выступающих в единстве педагогической мудрости и педагогической деятельности народа.

Народная педагогика – это «область эмпирических педагогических знаний, опыта народа, ко­то­рая выражает господствующие в нем воззрения на цели и задачи воспитания» (К.Б. Жарикбаев), «совокупность прогрессивных национальных обычаев и традиций в воспитании потомков, про­дол­жа­ющихся в течение нескольких веков на эмпирической основе» (С.К. Калиев), «естест­венно-ис­торический процесс, ведущий к формированию обычаев и традиций, которые в форме народного творчества передаются последующим поколениям» (С.А. Узакбаева), «совокупность и взаимозави­симость представлений, взглядов, суждений, идей, навыков и приемов в области воспи­та­ния и обу­чения, отраженных в народном творчестве» (А. Калыбекова). При этом А. Калыбекова рас­смат­ри­вает народное творчество как широкое и глубокое явление. Широкое, потому что народ­ное твор­чество включает разнообразные виды трудовой деятельности, ремесла, традиции, обы­чаи, об­ря­ды, праздники, устное народное творчество, игры, танцы, народное изобразительное и деко­ра­тив­­но-прикладное искусство и т.п. Глубокое потому, что, находясь в постоянном разви­тии и обно­в­лении, оно сохраняет многие изначальные черты и, отражая своеобразие каждого этапа пройден­но­го исторического пути, является как бы зеркалом своего времени. Поэтому народ­­ная пе­да­­го­ги­ка – это все из народного творчества, что прямо или опосредованно служит делу воспитания.

Важные черты в казахской народной педагогике: чувство кровного родства, чувство единст­ва и побратимства, взаимовыручка, почитание старших и духа предков, сохранение традиций. Все это отражается в народной психологии, которую изучает этнопсихология. Этнопсихология – нау­ка, исследующая этнические особенности психики людей, национальный характер, национальные чувства, самосознание, национальные стереотипы и т.д. (т.е. национальную психологию); общие, обычно присущие представителям данного народа, психологические особенности характера, поведения, образа мышления и т.д.

2. Роль казахской народной философии в казахской этнопедагогике

Философия как учение об общих принципах бытия и познания, об от­­но­шении человека к миру; наука о всеобщих законах развития приро­ды, общества и мышления является мировоззрен­че­ской основой этнопе­да­­гогики (влияет на формирование мировоззренческой направленности со­держания этнопедагогики). Кроме того, философия являетсягенети­че­­ским ис­точ­ни­ком всех гу­ма­­ни­­тар­ных, в том числе педагогических, наук, так как первые мысли о воспитании были высказаны философами древности.

Философия как мировоззрение – система взглядов на мир, на свое место в мире и обществе. Отличие от науки философии: выражает отношение к миру, личную оценку, нормы, идеалы, т.е. представляет субъективное видение.

Народная философия – это миропонимание, заложенное в народной астрономии, народной медицине, в восприятии пространства и времени; запреты, поверья и т.п. Народная философия определяет мировоззренческие ориентиры национального самосознания. Это несистематизирован­ный, случайно складывающийся свод знаний народа о мироздании. Это преломление действитель­ности в народном сознании, т.е. этническая картина мира.

Некоторые элементы казахской народной философии:

  1. связь времен и пространства (Узак: долго – далеко);
  2. природа оживлена, все персонифицировано: Солнце улыбается, звезды моргают. Коктемтуды, кузтусты, кыскелди, жазшыкты – характеристика времен года.
  3. существуют запреты, касающиеся природы, людей, общества. Например: не класть руки на голову; не переходить дорогу старшим; не оставлять землю вскопанной, не засеяв;
  4. использование народной астрономии. Лунный календарь составляет 12 месяцев + 11 дней; имеются астрономические приметы;
  5. существует шаманство; огонь – очищающая сила; поклонение Тенгри и духам предков;
  6. наличие половозрастных требований. Например: 15-16 летний отрок должен быть воином.

3. Этническое воспитание как часть этнической культуры

Культура – исторически определенный уровень творческих сил и способностей человека, вы­ра­женный в типах и формах организации жизни и деятельности людей, а также в создаваемых ими ма­териальных и духовных ценностях. Понятие «культура» употребляется для характеристики оп­ре­де­ленных исторических эпох, конкретных обществ, народностей и наций, а также специ­фиче­ских сфер жизнедеятельности. Этническая культура – культура конкретного народа, нации. Куль­ту­ра – основа менталитета любого социума, его своеобразный эквивалент. В культуре можно вы­де­лить общее (присущее многим народам) и этнический слой, имеющий свойства надинди­видуа­ль­но­сти (коллективность, массовость) и устойчивости (повторяемость, традиционность). В силу этого культура выполняет функции этнической интеграции (объединение данного этноса) и этни­че­ской дифференциации (различение от других этносов). Этническая культура – совокупность эле­ментов культуры народа, касающаяся его обыденной жизнедеятельности. Например, миропо­ни­ма­ние казахов – жить в ладу с природой, в гармонии с ней, приспосабливаясь к ней.

Этническое воспитание является частью этнической культуры, представляя собой ее эле­мент, выработанный веками и постепенно совершенствуемый. Оно неразрывно связано с жизне­дея­тельностью представителей этноса, является отражением социально-экономических условий жиз­ни народа и его представлений о различных сферах бытия, идей, традиций. Имея многове­ко­вую историю и соответствуя всем представлениям этнической культуры, этническое воспитание раз­вивалось и совершенствовалось вместе с ней.

4. Практика казахской этнопедагогики

Традиции казахского народа возникали и развивались на протяжении веков, в процессе ста­нов­ления и развития самого человека. Они имеют богатую историю и представляют ценный резу­ль­тат духовного развития казахского народа и служат связующим звеном прошлого и настоящего. Глав­ная цель использования элементов народной педагогики в воспитании – благотворно воздей­ст­вовать на духовный мир, на нравственные воззрения, на формирование эстетического вкуса, раз­ви­тие культуры восприятия жизни.

Цель практики этнопедагогики – воспитание субъекта этноса как биосоциальной целостной системы. Предметом казахской этнопедагогики выступают: основные требования казахской народной педагогики в воспитании детей; особенности воспитания девочек и мальчиков; нормы родственных отношений, родословная; система обычаев и традиций; законы послушания, запреты и благословения; казахский национальный этикет. Её источниками являются: материалы устного народного творчества; декоративно-прикладное искусство; памятники архитектуры и искусства; деятельность культурных центров и т.д. Основные методы, применяемые в практике воспитания: объяснение, пример, убеждение, приучение, вовлечение в деятельность, осуждение, одобрение, похвала, запрет, благословение, совет, наказание, назидание, намек, упрек, благодарность и др.

В современном воспитательном процессе идеи народной педагогики реализуются на основе це­ленаправленности и преемственности организации воспитательной деятельности, педагогичес­кой интерпретации казахских национальных традиций и обычаев. Среди основополагающих идей, на­родных педагогических воззрений, оказывающих наиболее продуктивное влияние на совершен­ст­вование воспитательного воздействия на подрастающее поколение, А. Калыбекова выделяет:

  • преимущественно духовно-нравственная ориентация воспитательной работы в школе, последовательное включение школьников в целостную систему воспитания на идеях народной педагогики с раннего возраста;
  • забота родителей и всего общества о духовно-нравственном развитии детей, формировании эстетических вкусов и идеалов на идеях народной педагогики;
  • выявление и раскрытие духовно-нравственных традиций казахской семьи, морально-этических цен­ностей, их специфики; формирование уважительного отношения к своей «малой родине»;
  • развитие, корректировка, обогащение общественного мнения в социуме; формирование у детей при­вязанности к родному дому, стремления к семейному общению и совместным делам с роди­телями;
  • сохранение и развитие разнообразных духовно-нравственных связей, общение, совместная иг­ро­вая, общественно-полезная деятельность взрослых и детей с целью укрепления традиционного ук­ла­да, образа жизни казахского народа, проекция жизненного опыта, знание трудовых и нравст­вен­ных навыков старшего поколения в сфере духовных потребностей;
  • ориентация на пример взрослых как ведущий стимул нравственного влияния на детей, развития их творчества, включения в активные формы и методы работы, такие как празднично-ритуальные, фо­льклорно-художественные, культурно-досуговые дела в социуме, в национальные виды искус­с­т­ва и спорта, воспитание доброты, милосердия, заботы о людях, о природе, об окружающей среде;
  • гуманизация педагогического процесса в школе на идеях народной педагогики, поиск новых путей, форм и методов формирования нравственной культуры школьников;
  • взаимодействие с мастерами, умельцами, акынами, творческими работниками, развитие творче­с­ко­го начала, инициативы, самодеятельности в процессе деятельности разнообразных коллективов по интересам;
  • возрождение традиционного казахского гостеприимства, почитание и уважение старших, бе­реж­но­го отношения детей и подростков к опыту старшего поколения;
  • учет возрастных особенностей и уровня развития детских коллективов, индивидуальный под­ход.

Выполнение этих педагогических условий при решении задач воспитания на идеях народной педагогики позволяет обеспечить целостность и систематичность воспитательного процесса, при условии совместной деятельности всех воспитательных учреждений: школ, библиотек, внешколь­ных учреждений, клубов, детских садов.

Андроид темы