Лекция 12. Казахская народная педагогика как источник казахской этнопедагогики
План:
1.Казахская народная педагогика и этнопсихология
2. Роль казахской народной философии в казахской этнопедагогике
3. Этническое воспитание как часть этнической культуры
4. Практика казахской этнопедагогики
Литература:
1. КукушинВ.С.,Столяренко Л.Д. Этнопедагогика и этнопсихология. – Ростов-на-Дону: Феникс, 2000. – 448 с.
2. Кожахметова К.Ж. Казахская этнопедагогика: методология, теория, практика. Монография. – Алматы: Ғылым, 1998. – 317 с.
3. Калыбекова А. Теоретические и прикладные основы народной педагогики казахов. Изд. 2-ое. – Алматы: БАУР, 2006. – 364 с.
1.Казахская народная педагогика и этнопсихология
Духовное богатство народа тесно связано с народной педагогикой, нравственными проповедями, духовными заповедями религии. Поэтому народная педагогика рассматривается как духовный феномен, присущий сознанию народных масс, как источник эмпирических знаний, сведений, идеалов, взглядов, представлений, установок, воспитательных действий, выступающих в единстве педагогической мудрости и педагогической деятельности народа.
Народная педагогика – это «область эмпирических педагогических знаний, опыта народа, которая выражает господствующие в нем воззрения на цели и задачи воспитания» (К.Б. Жарикбаев), «совокупность прогрессивных национальных обычаев и традиций в воспитании потомков, продолжающихся в течение нескольких веков на эмпирической основе» (С.К. Калиев), «естественно-исторический процесс, ведущий к формированию обычаев и традиций, которые в форме народного творчества передаются последующим поколениям» (С.А. Узакбаева), «совокупность и взаимозависимость представлений, взглядов, суждений, идей, навыков и приемов в области воспитания и обучения, отраженных в народном творчестве» (А. Калыбекова). При этом А. Калыбекова рассматривает народное творчество как широкое и глубокое явление. Широкое, потому что народное творчество включает разнообразные виды трудовой деятельности, ремесла, традиции, обычаи, обряды, праздники, устное народное творчество, игры, танцы, народное изобразительное и декоративно-прикладное искусство и т.п. Глубокое потому, что, находясь в постоянном развитии и обновлении, оно сохраняет многие изначальные черты и, отражая своеобразие каждого этапа пройденного исторического пути, является как бы зеркалом своего времени. Поэтому народная педагогика – это все из народного творчества, что прямо или опосредованно служит делу воспитания.
Важные черты в казахской народной педагогике: чувство кровного родства, чувство единства и побратимства, взаимовыручка, почитание старших и духа предков, сохранение традиций. Все это отражается в народной психологии, которую изучает этнопсихология. Этнопсихология – наука, исследующая этнические особенности психики людей, национальный характер, национальные чувства, самосознание, национальные стереотипы и т.д. (т.е. национальную психологию); общие, обычно присущие представителям данного народа, психологические особенности характера, поведения, образа мышления и т.д.
2. Роль казахской народной философии в казахской этнопедагогике
Философия как учение об общих принципах бытия и познания, об отношении человека к миру; наука о всеобщих законах развития природы, общества и мышления является мировоззренческой основой этнопедагогики (влияет на формирование мировоззренческой направленности содержания этнопедагогики). Кроме того, философия являетсягенетическим источником всех гуманитарных, в том числе педагогических, наук, так как первые мысли о воспитании были высказаны философами древности.
Философия как мировоззрение – система взглядов на мир, на свое место в мире и обществе. Отличие от науки философии: выражает отношение к миру, личную оценку, нормы, идеалы, т.е. представляет субъективное видение.
Народная философия – это миропонимание, заложенное в народной астрономии, народной медицине, в восприятии пространства и времени; запреты, поверья и т.п. Народная философия определяет мировоззренческие ориентиры национального самосознания. Это несистематизированный, случайно складывающийся свод знаний народа о мироздании. Это преломление действительности в народном сознании, т.е. этническая картина мира.
Некоторые элементы казахской народной философии:
- связь времен и пространства (Узак: долго – далеко);
- природа оживлена, все персонифицировано: Солнце улыбается, звезды моргают. Коктемтуды, кузтусты, кыскелди, жазшыкты – характеристика времен года.
- существуют запреты, касающиеся природы, людей, общества. Например: не класть руки на голову; не переходить дорогу старшим; не оставлять землю вскопанной, не засеяв;
- использование народной астрономии. Лунный календарь составляет 12 месяцев + 11 дней; имеются астрономические приметы;
- существует шаманство; огонь – очищающая сила; поклонение Тенгри и духам предков;
- наличие половозрастных требований. Например: 15-16 летний отрок должен быть воином.
3. Этническое воспитание как часть этнической культуры
Культура – исторически определенный уровень творческих сил и способностей человека, выраженный в типах и формах организации жизни и деятельности людей, а также в создаваемых ими материальных и духовных ценностях. Понятие «культура» употребляется для характеристики определенных исторических эпох, конкретных обществ, народностей и наций, а также специфических сфер жизнедеятельности. Этническая культура – культура конкретного народа, нации. Культура – основа менталитета любого социума, его своеобразный эквивалент. В культуре можно выделить общее (присущее многим народам) и этнический слой, имеющий свойства надиндивидуальности (коллективность, массовость) и устойчивости (повторяемость, традиционность). В силу этого культура выполняет функции этнической интеграции (объединение данного этноса) и этнической дифференциации (различение от других этносов). Этническая культура – совокупность элементов культуры народа, касающаяся его обыденной жизнедеятельности. Например, миропонимание казахов – жить в ладу с природой, в гармонии с ней, приспосабливаясь к ней.
Этническое воспитание является частью этнической культуры, представляя собой ее элемент, выработанный веками и постепенно совершенствуемый. Оно неразрывно связано с жизнедеятельностью представителей этноса, является отражением социально-экономических условий жизни народа и его представлений о различных сферах бытия, идей, традиций. Имея многовековую историю и соответствуя всем представлениям этнической культуры, этническое воспитание развивалось и совершенствовалось вместе с ней.
4. Практика казахской этнопедагогики
Традиции казахского народа возникали и развивались на протяжении веков, в процессе становления и развития самого человека. Они имеют богатую историю и представляют ценный результат духовного развития казахского народа и служат связующим звеном прошлого и настоящего. Главная цель использования элементов народной педагогики в воспитании – благотворно воздействовать на духовный мир, на нравственные воззрения, на формирование эстетического вкуса, развитие культуры восприятия жизни.
Цель практики этнопедагогики – воспитание субъекта этноса как биосоциальной целостной системы. Предметом казахской этнопедагогики выступают: основные требования казахской народной педагогики в воспитании детей; особенности воспитания девочек и мальчиков; нормы родственных отношений, родословная; система обычаев и традиций; законы послушания, запреты и благословения; казахский национальный этикет. Её источниками являются: материалы устного народного творчества; декоративно-прикладное искусство; памятники архитектуры и искусства; деятельность культурных центров и т.д. Основные методы, применяемые в практике воспитания: объяснение, пример, убеждение, приучение, вовлечение в деятельность, осуждение, одобрение, похвала, запрет, благословение, совет, наказание, назидание, намек, упрек, благодарность и др.
В современном воспитательном процессе идеи народной педагогики реализуются на основе целенаправленности и преемственности организации воспитательной деятельности, педагогической интерпретации казахских национальных традиций и обычаев. Среди основополагающих идей, народных педагогических воззрений, оказывающих наиболее продуктивное влияние на совершенствование воспитательного воздействия на подрастающее поколение, А. Калыбекова выделяет:
- преимущественно духовно-нравственная ориентация воспитательной работы в школе, последовательное включение школьников в целостную систему воспитания на идеях народной педагогики с раннего возраста;
- забота родителей и всего общества о духовно-нравственном развитии детей, формировании эстетических вкусов и идеалов на идеях народной педагогики;
- выявление и раскрытие духовно-нравственных традиций казахской семьи, морально-этических ценностей, их специфики; формирование уважительного отношения к своей «малой родине»;
- развитие, корректировка, обогащение общественного мнения в социуме; формирование у детей привязанности к родному дому, стремления к семейному общению и совместным делам с родителями;
- сохранение и развитие разнообразных духовно-нравственных связей, общение, совместная игровая, общественно-полезная деятельность взрослых и детей с целью укрепления традиционного уклада, образа жизни казахского народа, проекция жизненного опыта, знание трудовых и нравственных навыков старшего поколения в сфере духовных потребностей;
- ориентация на пример взрослых как ведущий стимул нравственного влияния на детей, развития их творчества, включения в активные формы и методы работы, такие как празднично-ритуальные, фольклорно-художественные, культурно-досуговые дела в социуме, в национальные виды искусства и спорта, воспитание доброты, милосердия, заботы о людях, о природе, об окружающей среде;
- гуманизация педагогического процесса в школе на идеях народной педагогики, поиск новых путей, форм и методов формирования нравственной культуры школьников;
- взаимодействие с мастерами, умельцами, акынами, творческими работниками, развитие творческого начала, инициативы, самодеятельности в процессе деятельности разнообразных коллективов по интересам;
- возрождение традиционного казахского гостеприимства, почитание и уважение старших, бережного отношения детей и подростков к опыту старшего поколения;
- учет возрастных особенностей и уровня развития детских коллективов, индивидуальный подход.
Выполнение этих педагогических условий при решении задач воспитания на идеях народной педагогики позволяет обеспечить целостность и систематичность воспитательного процесса, при условии совместной деятельности всех воспитательных учреждений: школ, библиотек, внешкольных учреждений, клубов, детских садов.