Лекция 13. Этнокультурное образование
План:
1.Этнокультурное образование и основные принципы его реализации
2. Реализация этнокультурных интересов народов Казахстана
3. Воспитание полиязычной личности
Литература:
1. Калыбекова А. Теоретические и прикладные основы народной педагогики казахов. Изд. 2-ое. – Алматы: БАУР, 2006. – 364 с.
2. Педагогика межнационального общения // Под редакцией Д.И. Латышиной. – М.: Гардарики, 2004. – 320 с.
3. Утегенова Б., Даумова Б. Воспитание этнотолерантной компетентности у старших школьников: Книга для педагогов общеобразовательных школ. – Германия: LAPLAMBERTAcademicPublishing, 2012. – 140 с.
4. Узакбаева С.А., Кожахметова К.Ж. Использование материалов казахской этнопедагогики при изучении педагогических дисциплин. – Алматы: Өнер, 1998. – 64 с.
5. Концепция этнокультурного образования Республики Казахстан
6. Дымов О. Тепло казахстанской земли. – Алматы: Арыс, 1999. – 272 с.
1. Этнокультурное образование и основные принципы его реализации
«Несмотря на этническое, культурное и религиозное многообразие, мы сохранили в стране мир и политическую стабильность. Казахстан стал родным домом для представителей 140 этносов и 17 конфессий. Гражданский мир и национальное согласие – наша главная ценность. Мир и согласие, диалог культур и религий в нашей многонациональной стране справедливо признаны мировым эталоном. Ассамблея народа Казахстана стала уникальной евразийской моделью диалога культур. Казахстан превратился в центр глобального межконфессионального диалога» (Н.А. Назарбаев.Стратегия «Казахстан-2050»: новый политический курс состоявшегося государства).
В Стратегии «Казахстан-2050» Н.А. Назарбаев подчеркнул равенство прав граждан всех этносов: «Новый казахстанский патриотизм – это то, что должно объединять все общество, без этнических различий. Мы – многонациональное общество. И в вопросе межнациональных отношений не должно быть никаких двойных стандартов. Все должны быть равны в государстве. Не должно быть хороших или плохих по этническим или другим признакам. Для меня этот вопрос – не декларативный. Если кого-то ущемили по этническому признаку, то надо считать, что ущемили всех казахстанцев» (Н.А. Назарбаев.Стратегия «Каззахстан-2050»: новый политический курс состоявшегося государства).
Этнокультурное образование – это модель образования, ориентированная на сохранение национальной культурной и языковой идентичности личности и самобытности этнических групп и одновременно освоение культур других народов. Этнокультурное образование трактуется как «целостный процесс изучения и практического освоения этнокультурного наследия (материального, духовного, социального), процесс становления и воспитания личности на традициях культуры этноса, сочетающий моноэтническую глубину постижения родной культуры и полиэтническую широту»; «взаимодействие культуры и образования, основанное на ценностях этнических культур и педагогических достижений народов»; «образование, направленное на сохранение этнокультурной идентичности личности путем приобщения к родному языку и культуре с одновременным освоением ценностей мировой культуры».
Этнокультурная идентичность складывается в результате знания событий своей истории, культуры, верности сложившимся духовным ценностям, почитания национальных героев. Формируется при условии создания этнокультурного образовательного пространства – культурной почвы, поля для развития этнических культур, материальных условий развития национально-культурных общностей; оно, с одной стороны, является необходимым условием для этнокультурного образования, с другой – отдельные его элементы воспроизводят этнокультурное образование.
В процессе этнокультурного образования формируется культура межнациональных отношений, т.е. высокая степень совершенства и развития межнациональных отношений, которые проявляются в межнациональных экономических и духовных связях разных народов, в соблюдении определенного нравственного такта и взаимной уважительности представителей различных наций, в их общении и недопущении какого-либо пренебрежения к языку, национальным обычаям и традициям других народов.
Основные принципы внедрения этнокультурного образования (в соответствии с типовой программой по этнопедагогике): ограничение рамками закона любого участия политических партий, общественных, религиозных и иных организаций; принятие положения о приоритете этнокультурных запросов и потребностей личности над интересами общества; обеспечение фактического равноправия наций и удовлетворения их этнокультурных запросов; реализация государственной политики на основе обеспечения этнокультурного консенсуса в обществе; внедрение в практику глобальных ценностей интернациональной культуры (консолидация), межнациональное согласие, права и свободы индивидуума; осуществление подхода к образованию как к культурообразующему институту, средству сохранения и развития национальной самобытности; комплексное решение вопросов многонационального культурного бытия.
2. Реализация этнокультурных интересов народов Казахстана
Фундаментальной и стратегической целью этнокультурного образования является государственная интеграция. Межэтническая интеграция – это взаимодействие (обычно внутри государства) нескольких существенно различающихся между собой по языку и культуре этносов, которая приводит к появлению у них ряда общих черт, в том числе элементов общего самосознания, иначе говоря, к возникновению метаэтнической общности. При этом сохраняется этническое своеобразие. Результатом межэтнической интеграции является казахстанский менталитет и формирование чувства казахстанского патриотизма.
Для общенационального единства необходимо восстановление и развитие этнических культур, сохранение этнокультурной идентичности личности. В этом направлении система образования выполняет следующие функции: транслирующую (обеспечение целостности и воспроизводимости этнонациональных сообществ); развивающую (формирование и развитие национального самосознания); дифференцирующую (выявление национально-культурных потребностей человека, этнических групп); интегрирующую (обеспечение взаимодействия, взаимопроникновения, взаимообогащения культур, интеграция личности в системы мировой и национальной культуры).
Важную роль в реализации этнокультурных интересов народов Казахстана играет Ассамблея народа Казахстана, которая является важным элементом политической системы Казахстана, скрепившим интересы всех этносов, обеспечивающим неукоснительное соблюдение прав и свобод граждан независимо от их национальной принадлежности. Идея создания была озвучена Президентом Казахстана Н.А. Назарбаевым в 1992 году на первом Форуме народа Казахстана: «Не одно поколение казахстанцев создавало наше главное достояние – дружбу народов. И сегодня, многое переосмысливая заново в нашей истории, мы не в праве растрачивать это богатство, перечеркивать добрые традиции. Они сформировались не в последнее десятилетие и отнюдь не по партийным директивам, надо повседневно слышать голос человека, голос каждого народа, каждой национальности. Именно поэтому необходимо перевести форум на постоянную основу, создать новый общественный институт – Ассамблею согласия и единения народов Казахстана». Идея об Ассамблее народов Казахстана получила активную поддержку, и после серьезной подготовительной работы она была создана 1 марта 1995 года Указом Президента Республики Казахстан.
В соответствии с Положением об Ассамблее ее численность определяется Президентом Республики, а кандидаты в ее состав выдвигаются по пропорциональному принципу малыми Ассамблеями областей и городов Астаны и Алматы. В момент создания насчитывалось 324 члена Ассамблеи народа Казахстана, которые представляли все республиканские национально-культурные центры.
Деятельность Ассамблеи народа Казахстана направлена на реализацию государственной национальной политики, обеспечение общественно-политической стабильности в республике и повышение эффективности взаимодействия государственных и гражданских институтов общества в сфере межэтнических отношений. Ассамблея сегодня является конституционным органом, возглавляемым ее Председателем – Президентом страны, гарантом Конституции. Этим определен ее особый высокий статус. Правовой статус Ассамблеи определен специальным Законом РК «Об Ассамблее народа Казахстана», «Положением об Ассамблее народа Казахстана», где регламентированы порядок формирования, структура и органы управления, определены цели, основные задачи, направления деятельности полномочия АНК, а также особенности организации взаимодействия с государственными органами и общественными объединениями, механизмы участия в разработке и реализации государственной политики в сфере межэтнических отношений.
Высшим органом Ассамблеи является сессия, которая проходит под председательством Президента страны. Все ее решения являются обязательными для рассмотрения как государственными органами, так и институтами гражданского общества. Ассамблея народа Казахстана – конституционный орган. Одной из главных особенностей Ассамблеи является представительство интересов этнических групп в высшем законодательном органе – Парламенте страны как гарантированное представительство. Ассамблея избирает 9 депутатов Мажилиса Парламента. Избираемые Ассамблеей депутаты представляют ее интересы, как совокупность интересов всех этносов страны. Рабочим органом является Секретариат Ассамблеи народа Казахстана в структуре Администрации Президента в качестве самостоятельного отдела. В этом заключается и действенность, и эффективность ее участия в государственном управлении и общественных отношениях. Так же в структуру Ассамблеи народа Казахстана входит: Научно-экспертный совет АНК; Клуб журналистов и экспертов по вопросам межэтнических отношений при АНК; Общественный фонд «Фонд АНК»; Методический центр инновационных технологий обучения языкам «Тілдарын»; Ассоциация предпринимателей АНК. Действует 88 школ, в которых обучение полностью ведется на узбекском, таджикском, уйгурском и украинском языках. В 108 школах языки 22 этносов Казахстана преподаются в качестве самостоятельного предмета; открыто 195 специализированных лингвистических центров, где не только дети, но и взрослые могут изучать языки 30 этносов. Во всех регионах функционируют Дома дружбы. Кроме казахских и русских театров, в стране работают еще 4 национальных театра – узбекский, уйгурский, корейский и немецкий. Осуществляется поддержка развития информационно-коммуникационных ресурсов этнокультурных объединений. Активно работают более 35 этнических газет и журналов. Наиболее крупных 6 этнических республиканских газет работают при государственной поддержке. Газеты и журналы выпускаются на 11-ти языках, радиопередачи - на 8-ми, а телепередачи на 7-ми языках.
В Стратегии «Казахстан-2030» подчеркивается: «Мы разовьем свою единую гражданственность, основанную на равенстве возможностей для всех граждан нашей страны». Сегодня можно с уверенностью говорить об устойчивом многонациональном сотрудничестве в нашей стране, общности исторической судьбы всех казахстанцев. В этом велика роль Ассамблеи народа Казахстана – уникального общественного института в достижении многонационального согласия и единства, получившего широкое признание не только в Казахстане, но и таких авторитетных международных организаций как ОБСЕ и др. Уже в первые годы функционирования Ассамблеи ОБСЕ, объединяющая более 5-ти государств, включила нескольких членов Ассамблеи в число международных экспертов по проблемам межнациональных отношений. Их участие в международных научно-теоретических конференциях ОБСЕ вызвало повышение международного интереса к Ассамблее народа Казахстана, опыту по сохранению и укреплению межнационального согласия и единства.
3. Воспитание полиязычной личности
Поликультурное воспитание предполагает адаптацию этнических групп друг к другу; учет культурных и воспитательных интересов разных национальных и этнических меньшинств и предусматривает: адаптацию человека к различным ценностям в ситуации существования множества разнородных культур; взаимодействие между людьми с разными традициями; ориентацию на диалог культур; отказ от культурно-образовательной монополии в отношении других наций и народов. Поликультурное воспитание предполагает формирование поликультурной личности, т.е. личности, ориентированной через свою культуру на другие, для которой глубокое знание собственной культуры – фундамент заинтересованного отношения к другим, а знакомство со многими – основание для духовного обогащения и развития.
Одним из важных условий поликультурного воспитания является воспитание полиязычной личности (владеющей двумя и более языками). Основные принципы языковой политики в РК: системность (решать не изолированную проблему, а связанные с ней проблемы в системе); постепенность (неуклонно, но постепенно); последовательность (шаг за шагом, не гоняясь за сиюминутным решением отдельного вопроса); комплексность (многосторонний подход, соединение усилий многих органов и людей); взаимопонимание и терпимость (свободное развитие любого языка без препятствий иному языку); развитие и укрепление государственного языка.