Лекция 3. Идеал совершенного человека в народной педагогике
План:
1. Совершенный человек как цель и идеал народного воспитания
2. Этнический и общечеловеческий характер совершенного человека
3. Пути воспитания совершенного человека
Литература:
1. Волков Г.Н. Этнопедагогика: Учеб.для студ. сред. и высш. пед. учеб. заведений. – М.: Академия, 1999. – 168 с.
2. Кукушин В.С., Столяренко Л.Д. Этнопедагогика и этнопсихология. – Ростов-на-Дону: Феникс, 2000. – 448 с.
3. Этнопедагогика народов Казахстана. Сборник научных трудов / Под редакцией Г.Н. Волкова и К.Ж. Кожахметовой. – Алматы: Алем, 2001. – 305 с.
1. Совершенный человек как цель и идеал народного воспитания
Цель воспитания – это то, к чему стремится воспитание, будущее, на достижение чего направляются его усилия (И.П. Подласый); то, к чему стремится общество, на достижение чего направляются его усилия (Курс лекций по педагогике, Алматы); то, к чему стремятся, что надо осуществить (И.П. Харламов). Цель воспитания отражает идеальную модель личности воспитанника, на которую сориентирован воспитательный процесс. Данный идеал (модель личности) чаще всего детерминируется социально-экономическими потребностями общества, уровнем научно-технического развития, политикой государства, взглядами педагогов.
Суждения об идеале человека, к которому стремится воспитание, можно встретить уже в эпоху рабовладельческого строя: в педагогических и философских трудах это идея духовной и телесной красоты, которая может быть достигнута путем приобщения людей к искусству, духовной культуре, занятиям гимнастикой. Но в этих представлениях совершенно отсутствует трудовая деятельность. В эпоху Возрождения в идеал всесторонне гармонично развитого человека впервые включена идея труда (наряду с культом телесной красоты, наслаждением искусством, музыкой, литературой). Во все времена, у всех народов основной целью воспитания было воспитание совершенного человека. Г.Н. Волков: «Народный идеал совершенного человека следует рассматривать как суммарное, синтетическое представление о целях народного воспитания» [1,с. 46].
Каково соотношение понятий «цель» и «идеал»? В энциклопедическом словаре «цель» трактуется как «идеальное, мысленное предвосхищение результата деятельности»; «идеал» – «образец, нечто совершенное, высшая цель стремлений». Рассматривая соотношение понятий «цель» и «идеал», Г.Н. Волков пишет: «Цель является концентрированным, конкретным выражением одной из сторон воспитания. Идеал – универсальное, более широкое явление, выражающее самую общую задачу всего процесса формирования личности. В идеале показывается конечная цель воспитания и самовоспитания человека, дается высший образец, к которому он должен стремиться».
2. Этнический и общечеловеческий характер совершенного человека
Понимание совершенного человека в народной педагогике формировалось как отражение истории народа, его развития, взаимоотношений с другими людьми, связи с внешним миром, осознания собственного «Я». Бесспорно, на идеал совершенного человека у разных народов оказывают влияние специфические условия их жизни, но идеал совершенного человека у всех этносов предполагает формирование нравственных качеств, таких как честность, сострадание, стремление прийти на помощь другим людям; патриотизма; трудолюбия; силы, ловкости; умственных качеств – смекалки, находчивости и др.
Г.Н. Волков: «наиболее сложной в этнопедагогике является проблема совершенного человека, тесно связанная с особенностями национального характера … программа воспитания совершенного человека отражает уровень национального самосознания и претерпевает постоянную эволюцию под влиянием общественных условий» [5, с. 34]; «идея совершенного человека не является этнической, возникая как общечеловеческая идея о гармонии с природой и необходимости приспосабливания к ней и названия ее, человека на новую ступень гармонии. Этническая программ касается только конкретных деталей программы человеческого совершенства»[5, с. 34].
В устном народном творчестве всех народов нашло отражение представление народов о совершенном человеке. К.Ж. Кожахметова: «Казахский народ всегда имел свой идеал совершенного человека и в своей практике воспитания стремился достичь этой цели» [5, с. 35].
Образ настоящего джигита: Внешность. Рост – высокий. Зрение – зоркое; брови – черные; лоб – широкий. Руки – сильные. Качества и свойства: ловкость, гордость, сила, смелость, выносливость, чуткость, осторожность. Способности: управлять страной, решить спор и т.п. Деловитость. Шесть достоинств джигита: внимательность, мастерство, мужество, упорство, мобильность, знания. Три прекрасных черты характера: честность, справедливость, правдивость. Три неразлучных друга джигита: тулпар, ум и смекалка, преданная супруга. Образ девушки: Знатность. Интеллект и разум. Краса-красота. Деловитость. Ценности казахов: родственники, здоровье, умная жена, достаток. Это нашло отражение в народных пословицах.
Так, в казахских пословицах о человеке отражены такие качества как: сострадание, взаимопонимание, готовность прийти на помощь людям; честь и достоинство; честность; трудолюбие; героизм, смелость, решительность; настойчивость, упрямство; знания, учение, ум;
В русских сказках – традиционные русские характеристики человека: умница и красавица, красна девица, добрый молодец, маленький да удаленький. Ведущим качеством русской красавицы является ум; ум предполагает наличие многих умений, в том числе и сноровки в труде (например, сказка «Сливы за сор»). Черты «доброго молодца» широко представлены. Например, Илья Муромец: удаленький, славный богатырь святорусский, прекрасный всадник, меткий стрелок, воспитан, храбрый, смелый, народный заступник. В сказках и песнях: добрый молодец умен, красив, трудолюбив, честен, скромен.
Таким образом, этнический характер совершенного человека состоит в следующем. У разных народов под влиянием социально-экономических условий жизни складывались свои идеалы. Например, у русского народа: красота и ум, смелость, бесстрашие, здоровье. У тюркских народов: ум, забота о близких, трудолюбие, великодушие, доброта, память о предках. Общечеловеческий характер совершенного человека – стремление всех народов к формированию общечеловеческих качеств, таких как здоровье, красота, воля, умение преодолевать трудности, терпение, связь поколений.
3. Пути воспитания совершенного человека
Воспитание совершенного человека начинается с рождения ребенка. В народной педагогике использовались такие методы воспитания как разъяснение; приучение; поощрение; одобрение; убеждение; личный пример; показ упражнения; намек; укор; осуждение; наказание. Разъяснение и поощрение применялись с целью формирования у детей положительного отношения к труду, достойного поведения в семье и в обществе. Показ способов выполнения различных видов сельскохозяйственного, ремесленного, бытового труда имел большое значение в народной педагогике. После разъяснения и показа обычно применялся метод упражнения. Упражнения сопровождались советом: «Упражняй руки, выработай привычку к определенной работе» [4, с. 156]. Прислушиваясь к совету взрослых, юноша и девушка должны выработать у себя необходимые навыки и приемы труда. Прием – часть метода. Назидание – самый распространенный пример в народной педагогике. В народной педагогике встречается кодекс назиданий старшего – младшему, учителя – ученику, народного мудреца – молодежи, отца – сыну. В народном воспитании в афоризмы включены различные педагогические категории: наставление, предупреждение, упрек, а также определенные педагогические условия, при соблюдении которых можно рассчитывать на успех в любом деле. Эти условия обычно определяются словом «если». Так, казахи говорят: «Если возвратился из путешествия шестилетний, его должен навестить шестидесятилетний»; узбеки – «Если дурной человек откажется от зла, мир станет цветком»; киргизы – «Если ты велик – будь скромен»; туркмены – «Если ты правитель – грей свой народ, как солнце»; каракалпаки: «Если посеял просо, не жди пшеницы» [4, с. 157].
Метод приучения является распространенным методом народной педагогики. В народе говорят: «Вещи моют водой, ребенка воспитывают приучением». Приучение типично для раннего детства. Например, ребенка приучают к определенному режиму дня; к порядку (содержать игрушки и одежду в порядке); к навыкам культурного поведения. Приучение связано с поручениями детям и проверкой их выполнения, а также методом примера (взрослые показывают примеры и образцы поведения и действия).
Убеждение как метод воспитания содержит в себе разъяснение (объяснение) и доказательство, т.е. показ конкретных образцов, с тем, чтобы ребенок не сомневался в разумности определенных понятий, действий, поступков.
Поощрение и одобрение как метод воспитания широко применялись в практике семейного воспитания. Ребенок всегда испытывает потребность в оценке своей деятельности (игры, труда) и поведения взрослыми. Большое значение имеет устная похвала родителей. О роли похвалы в воспитании в народе говорят: «Дети и боги любят бывать там, где их хвалят» [4, с. 157]. При этом может быть дана различная оценка труду детей, например: «молодец», «хорошо», «очень хорошо» (с улыбкой) или «ничего», «сойдет» (без улыбки). Похвала и одобрение оказывают стимулирующее воздействие на детей. В народе принято хвалить детей за благородные поступки. В этих случаях чаще принято хвалить не самого подростка, а родителей за его воспитание. Например: «Спасибо твоему отцу, что вырастил тебя таким». В праздники поощрение проявлялось в преподнесении недорогих подарков. При этом поощрялось проявление детьми таких качеств как трудолюбие, доброта, отзывчивость, коллективизм. Но народ всегда осуждал и считал недопустимым заранее обещать поощрение за хорошую учебу, примерное поведение. Поощрение должно быть объективным, обоснованным, справедливым; соответствовать одобряемой деятельности ребенка, а не быть наградой за мнимые успехи; не поощрять зазнайства; стимулировать ребенка к новым успехам и достижениям.
Намек (прямой или косвенный) как метод воспитания распространен у всех народов. Так, в народе говорят: «Дочка, тебе говорю, невестка – ты послушай», «Пугаю дочку, чтобы слышала невестка». Народ верит в воспитательную силу намека: «Для умного человека достаточно и намека», «Умному – намек, глупому – палка». Г.Н. Волков о педагогической ценности намеков: «Педагогическая ценность намеков в том, что о недостатках поведения того или иного мальчика они позволяют говорить в безобидном тоне» [4, с. 159].
Самый действенный метод народного воспитания – личный пример (особенно пример родителей). Отношение к людям, вещам, труду; нравственный облик родителей оказывают огромное влияние на детей. В воспитании следует использовать положительный пример. О его значимости свидетельствует народная мудрость: «Если у тебя взрослый сын – веди дружбу со скромным человеком, если у тебя взрослая дочь – веди дружбу с мастерицей» (киргизская) [4, с. 159]. Самой поэтической формой воспитательного воздействия на детей было родительское благословение.
К народным методам воспитания можно отнести также такие методы как принуждение, наказание, порицание, запрет и упрек. Вместе с тем, народ не был сторонником широкого применения этих методов: «С помощью побоев не приучишь к труду» и т.п. В народе чаще применялось словесное осуждение плохих поступков и действий. Осуждение сопровождалось внушением, чтобы ребенок осознал свои ошибки и устранил их. Редко применялся укор, при этом родители стремились воздействовать на самолюбие детей. Например: «Все дети заняты полезным делом, а ты …». Укор применялся как одна из воспитательных мер предупреждения, когда поведение детей получало общественное осуждение соседей, односельчан: «Что скажут соседи, ты об этом подумал?».
Значительное внимание уделялось перевоспитанию и самовоспитанию детей. Народ осознавал, что если в воспитании ребенка что-либо упущено, то его приходится перевоспитывать. Перевоспитание является более сложной задачей по сравнению с воспитанием: «Даже полководцы не могут справиться с сыновьями, которые ведут разгульный образ жизни». Вместе с тем, перевоспитание может быть успешным: «камень и тот можно отшлифовать, а человека перевоспитать и подавно». По мнению народа, причины отклонения в поведении ребенка следует искать в семье, в семейном воспитании: «За плохого сына мать в ответе, за плохого внука – бабушка». Главная причина запущенности воспитания детей – отсутствие требовательности к ним: «Избалованный сын навлечет упреки на отца». Зная причины отклонения в поведении детей, народ эмпирически выработал систему методов перевоспитания: поучение, пример родителей и других взрослых в семье, отрицательное отношение к физическим методам воздействия, необходимость соблюдения педагогического такта, требовательности и своевременности воспитательных воздействий. Первый шаг к перевоспитанию – устранить все, что поддерживает отрицательные привычки, изменить среду общения и обстановку в семье. Народ рекомендует привлекать к воспитанию младших детей старших детей в семье. Большое значение народ уделяет самовоспитанию: «Родители дали тебе жизнь – волю воспитай сам», необходимости формирования в процессе самовоспитания лучших человеческих качеств: «Знай больше, говори меньше», «Взялся за дело, делай хорошо» и т.д.
Таким образом, народ имеет определенное представление о методах и приемах воспитания с учетом возрастных и психологических особенностях детей. Особое внимание уделялось воспитанию в раннем детстве, а также игровой деятельности детей. Народ широко применял в воспитании такие методы и приемы как приучение, показ, поощрение, порицание, личный пример, намек, благословение и другие, не противоречащие, а совпадающие с принципами научной педагогики.