Лекция 4. Основные средства народной педагогики (пословицы, загадки)
План:
1.Пословицы, их роль в народной педагогике и формы выражения
2. Воспитание трудолюбия в пословицах
3. Загадки как средство народного воспитания
Литература:
1. Волков Г.Н. Этнопедагогика: Учеб.для студ. сред. и высш. пед. учеб. заведений. – М.: Академия, 1999. – 168 с.
2. Узакбаева С.А., Кожахметова К.Ж. Использование материалов казахской этнопедагогики при изучении педагогических дисциплин. – Алматы: Өнер, 1998. – 64 с.
3. Измайлов А.Э. Народная педагогика: педагогические воззрения народов Средней Азии и Казахстана. – М.: Педагогика, 1991. – 256 с.
4. Калыбекова А. Теоретические и прикладные основы народной педагогики казахов. Изд. 2-ое. – Алматы: БАУР, 2006. – 364 с.
1. Пословицы, их роль в народной педагогике и формы выражения
Важным средством народного воспитания является слово. «Слово – величайшее из человеческих духовных сокровищ. В повседневном общении с матерью ребенок усваивает язык, который называют материнским» [1, с. 137]. Словесные средства воспитания в народной педагогике: частушки, скороговорки, песни, загадки, пословицы, поговорки, назидания, басни и т.д.
Пословица – жанр фольклора, афористически сжатое, образное, грамматически и логически законченное изречение с поучительным смыслом, в ритмически организованной форме («Что посеешь, то и пожнешь»). Пословицы представляют собой воспитательное средство, направленное на воспитание определенных качеств личности, а также отражают житейские советы, пожелания в труде. Пословицы отражают коллективное мнение народа, т.к. создаются всем народом; направлены от старших к младшим (детям и молодежи). Воспитательное значение пословицы отражено в следующих словах Я.А. Коменского: «Пословица или поговорка есть краткое и ловкое какое-нибудь высказывание, в котором одно говорится и иное подразумевается, то есть слова говорят о некотором внешнем физическом, знакомом предмете, а намекают на нечто внутреннее, духовное, менее знакомое» [1, с. 63]. То есть в пословице, с одной стороны, содержится готовый вывод; вместе с тем, она заставляет задуматься о смысле, выраженном ее словами. Таким образом, как отмечает Г.Н. Волков, «ценность пословиц выясняется расшифровкой их смысла, требующей проникновения в их глубину» [1, с. 65].
Наиболее распространенная форма пословиц – наставления. С педагогической точки зрения интересны наставления трех категорий: поучения, наставляющие детей и молодежь в добрых нравах, в том числе и правила хорошего тона; поучения, призывающие взрослых к благопристойному поведению; наставления особого рода, содержащие педагогические советы, констатирующие результаты воспитания, что является своеобразной формой обобщения педагогического опыта. Особенно большую ценность для изучения воззрений народа представляют собственно педагогические наставления: «Детей побоями не учат, добрым словом учат»; «Грамотный человек – словно солнце, неграмотный – что черна ночь»; «Не тот глуп, кто не учился, а тот, кто не хочет учиться»; «Сырое дерево гни, пока не высохло, ребенка учи в свое время»; «Не учили, когда поперек лавки ложился, а на всю вытянулся, так не научишь». По мнению Г.Н. Волкова, «это – своего рода морально-педагогический кодекс народа» [1, с. 66].
Пословицы, как педагогические суждения, многозначны. Многозначность пословиц предполагает многосторонние и многочисленные связи их друг с другом, их взаимные дополнения, разъяснения, комментарии. Эта многозначительность в значительной степени обусловлена высокой поэтичностью пословиц. Различают следующие формы выражения пословиц:
- как совет (предсказание, правило) – обобщающая информация о детях, родителях, воспитании;
- как фрагмент теории (близки к педагогическим принципам);
- как выражение философских идей;
- как остроумный афоризм.
В зависимости от содержания различают виды пословиц, в которых отражено: 1. Родина – чужбина; молодость – старость; здоровье – хворь; ум – глупость; правда – кривда; строгость – кротость; работа – праздность. 2. Дети – семья; грамота, ученье, признательность, взаимность. 3. Род (племя), честь (почет), добро – зло, жених – невеста, дом (двор).
Например, в казахских пословицах о человеке отражены такие качества как:
- сострадание, взаимопонимание, готовность прийти на помощь людям:
Человек – опора человеку.
Человеком быть легко, человечным быть трудно.
Человеку без человека жизни нет.
Хорошего коня похвали, хорошего человека поддержи.
- Честь и достоинство:
Человек – достойное имя человека.
Самая святая пища – хлеб, самое святое имя – человек.
Каждого приветствуют по его достоинству.
Родившись человеком, надо и умереть человеком.
У каждого человека есть своя высота.
- Честность:
Человека обмануть – преступление перед совестью, брата обмануть – преступление перед матерью.
- Трудолюбие:
Труд украшает человека, а человек свое время.
Три дела человеку делают честь:
колодец, вырытый в пустыне;
мост, проложенный через реку;
дерево, посаженное у дороги.
Земля красна плодами, джигит – делами.
- Героизм, смелость, решительность:
Крепкое бревно нужно для подпорки потолка; стойкий джигит – для опоры народа.
Смелого лодка и в шторм не утонет.
Нет земли без цветов, а народа без героев.
Крепости покоряются отважным.
Батыр с дубинкой труса с саблей одолеет.
- Настойчивость, упрямство:
Вершину одолеет идущий.
Настойчивый и из сита воды напьется.
Кто ищет, тот всегда найдет, что ищет.
Бегущий обгонит, лежащий отстанет.
К настойчивому джигиту счастье само идет навстречу.
- Знания, учение, ум:
Для ученого мир светел, для неуча мир темен.
Не стремись удивить красноречием, стремись удивить знанием.
Нет жизни без знания, нет знания без учения.
Учение – основа знания, знание – основа счастья.
Сильный победит одного, ученый – тысячу.
В воспитательной работе с детьми необходимо использовать только те пословицы, терминология которых понятна современному ребенку.
2. Воспитание трудолюбия в пословицах
Труд является целесообразной деятельностью человека, направленной на видоизменение и приспособление предметов природы для удовлетворения своих потребностей, и выступает основой развития человека. Его ведущими функциями являются утилитарно-практическая (обеспечивает создание материальных и духовных ценностей, социально-бытовых условий жизни и деятельности человека); развивающая (способствует умственному и физическому развитию человека, развитию его эмоциональной и волевой сфер); воспитательная (способствует формированию в процессе труда личностных качеств человека и нравственно-эстетического отношения к жизни и деятельности).
Воспитание подрастающего поколения у всех народов тесно связано с трудовой деятельностью. Через труд осуществляются отношения человека с другими людьми, с обществом, с природой. Воспитание детей в труде является лучшей традицией народа. Оно с древнейших времен было важнейшей обязанностью родителей. Трудовые знания и опыт складывались веками и передавались из поколения в поколение. Взрослые своим трудом показывали детям пример высокой нравственности, ответственности и дисциплины. Г.Н. Волков отмечает: «Труд в народной педагогике занимает особенное место. Пустословие и деловитость взаимно исключают друг друга. Детям постоянно внушается мысль о необходимости мало говорить, много делать. В традиционной культуре воспитания присутствует идея самоценности бескорыстного труда. Не все продается и покупается. Бесплатный труд может быть полезен знаниями, умениями и навыками, приобретенными в деятельности, и определенными личностными качествами, нравственными свойствами. В народе ценится единство слова и дела» [1, с. 138].
Трудовое воспитание было тесно связано с повседневной жизнью, с выполнением домашних обязанностей, овладением навыками выполнения различных дел. Положительная сторона народного трудового воспитания – это совместный труд взрослых и детей, способствовавший приучению их к реальным жизненным ситуациям. Участие детей в трудовой деятельности рассматривалось как потребность; детей с раннего возраста приучали к труду. Это способствовало формированию трудолюбия, ответственности, добросовестности, старательности. Трудовое воспитание в народной педагогике имеет много общего. Оно направлено на формирование трудолюбия; достижения мастерства в деле, профессии; искоренение праздности и лени. Народ высмеивает человека, который ищет легкой работы. Поговорка гласит: «В дождливый день много найдется желающих кур поить». Труд воспет в казахских пословицах «Жить без труда, как жить без огня», «Пока на лбу пот не выступит, в котле не забурлит», «Скот множится у того, кто умеет его пасти», «Имя джигита трудом славится», русских – «Горька работа, да хлеб сладок», «Без дела жить – только небо коптить», «Без труда не вытащишь и рыбку из пруда».
3. Загадки как средство народного воспитания
Загадка является комбинированным средством воздействия на сознание, её цель – умственное воспитание в единстве с другими сторонами формирования совершенного человека.
Умственному воспитанию уделялось значительное внимание в воспитании у всех народов. Народ в прошлом был лишен возможности учения, приобретения знаний, но в глубине сознания народных масс всегда было стремление к образованию. Это нашло отражение в пословицах. Например, казахские пословицы: «В учении трудно, да плоды учения сладки», «Для ученого мир светел, для неуча темен». Загадки широко применялись в системе народного воспитания. Дети (7-8-ми летние) загадывали и отгадывали загадки о растениях, животном мире родного края, окружающих предметах быта. Например: «В темной кибитке тигр рычит» (мельница), «Молчком лежит, внезапно схватит» (капкан); «В стаде сто овец и коз, сколько ног и ушей?» [3, С. 197]. Загадки способствуют развитию не только сообразительности, но и наблюдательности, так как в них выделяются характерные качества предметов.
Загадка – жанр народно-поэтического творчества, иносказательное поэтическое описание какого-либо предмета или явления, испытывающее сообразительность отгадывающего. Загадки оказывают влияние на умственное, эстетическое и нравственное воспитание. В глубокой древности они в равной степени выполняли все эти функции, но позднее в них доминирующим началом стало умственное воспитание. Загадки развивают мышление детей, приучают их анализировать предметы и явления из различных областей окружающей действительности; различные загадки об одном и том же явлении позволяет давать всестороннюю характеристику данному явлению. Загадки обогащают человека знаниями из различных областей жизни, причем совокупность сведений о природе и обществе в процессе разгадывания загадок приобретается ребенком в процессе активной мыслительной деятельности. Загадки не только учат анализировать явления и предметы окружающей действительности и их признаки, но и имеют поучительный смысл. Например, загадка о месяце одновременно представляет собой и поэтический афоризм о человеческой жизни:
Когда я молод был,
Светло светил.
Старым стал
Меркнуть стал.
В процессе воспитания детей загадки также имеют диагностическую функцию – позволяют выявить степень наблюдательности, сообразительности, умственного развития и творческого мышления ребенка. Особенности загадок состоят в том, что они: приучают анализировать предметы и явления, сопоставлять их свойства и качества; развивают мышление; способствуют воспитанию нравственных качеств (добро, правда и т.п.); воспитывают эстетический вкус, т.к. имеют высокопоэтическую форму; являются привлекательными, т.к. применяются в игровой форме.
Различают следующие группы загадок: о человеке (его личностных качествах – чистота, правда и т.д., об отдельных органах – глаза, зубы, волосы и т.д., о труде и орудиях труда); о природе (солнце, лесе, растениях, животных и т.д.). Загадки могут быть представлены в различной форме – вопросы, миниатюрные рассказы, стихи, песни-загадки и т.д.
Таким образом, пословицам и загадкам присуща лаконичность; они развивают наблюдательность, сообразительность, быстроту мышления.