Всё для андроид
Меню сайта
Вход на сайт
Поиск
Наш опрос
Оцените мой сайт
Всего ответов: 12

Лекция 4. Основные средства народной педагогики (пословицы, загадки)

План:

1.Пословицы, их роль в народной педагогике и формы выражения

2. Воспитание трудолюбия в пословицах

3. Загадки как средство народного воспитания

Литература:

1. Волков Г.Н. Этнопедагогика: Учеб.для студ. сред. и высш. пед. учеб. заведений. – М.: Академия, 1999. – 168 с.

2. Узакбаева С.А., Кожахметова К.Ж. Использование материалов казахской этнопедагогики при изучении педагогических дисциплин. – Алматы: Өнер, 1998. – 64 с.

3. Измайлов А.Э. Народная педагогика: педагогические воззрения народов Средней Азии и Казахстана. – М.: Педагогика, 1991. – 256 с.

4. Калыбекова А. Теоретические и прикладные основы народной педагогики казахов. Изд. 2-ое. – Алматы: БАУР, 2006. – 364 с.

1. Пословицы, их роль в народной педагогике и формы выражения

Важным средством народного воспитания является слово. «Слово – величайшее из чело­ве­ческих духовных сокровищ. В повседневном общении с матерью ребенок усваивает язык, ко­торый называют материнским» [1, с. 137]. Словесные средства воспитания в народной педа­гогике: частушки, скороговорки, песни, загадки, пословицы, поговорки, назидания, басни и т.д.

Пословица – жанр фольклора, афористически сжатое, образное, грамматически и логически за­конченное изречение с поучительным смыслом, в ритмически организованной форме («Что по­се­ешь, то и пожнешь»). Пословицы представляют собой воспитательное средство, направленное на воспитание определенных качеств личности, а также отражают житейские советы, пожелания в тру­де. Пословицы отражают коллективное мнение народа, т.к. создаются всем народом; направ­лены от старших к младшим (детям и молодежи). Воспитательное значение пословицы отражено в следующих словах Я.А. Коменского: «Пословица или поговорка есть краткое и ловкое какое-ни­будь высказывание, в котором одно говорится и иное подразумева­ется, то есть слова говорят о некотором внешнем физическом, знакомом предмете, а намекают на нечто внутреннее, духовное, менее знакомое» [1, с. 63]. То есть в пословице, с одной стороны, содержится готовый вывод; вместе с тем, она заставляет задуматься о смысле, выраженном ее словами. Таким образом, как отмечает Г.Н. Волков, «ценность посло­виц выясняется расшифровкой их смысла, требующей проникновения в их глубину» [1, с. 65].

Наиболее распространенная форма пословиц – наставления. С педагогической точки зрения интересны наставления трех категорий: поучения, наставляющие детей и молодежь в добрых нра­вах, в том числе и правила хорошего тона; поучения, призывающие взрослых к благопристойному по­ве­дению; наставления особого рода, содержащие педагогические советы, констатирующие ре­зу­ль­таты воспитания, что является своеобразной формой обобщения педагогического опыта. Осо­бен­но большую ценность для изучения воззрений народа пред­став­ляют собственно педагогиче­с­кие наставления: «Детей побоями не учат, добрым словом учат»; «Грамотный человек – словно сол­н­це, неграмотный – что черна ночь»; «Не тот глуп, кто не учился, а тот, кто не хочет учиться»; «Сы­рое дерево гни, пока не высохло, ребенка учи в свое время»; «Не учили, когда поперек лавки ло­жился, а на всю вытянулся, так не научишь». По мнению Г.Н. Волкова, «это – своего рода мо­раль­но-педагогический кодекс народа» [1, с. 66].

Пословицы, как педагогические суждения, многозначны. Многознач­ность пословиц предпо­ла­гает многосторонние и многочисленные связи их друг с другом, их взаимные дополнения, разъ­яс­не­ния, комментарии. Эта многозначительность в значительной степени обусловлена высокой поэтичностью пословиц. Различают следующие формы выражения пословиц:

  • как совет (предсказание, правило) – обобщающая информация о детях, родителях, воспитании;
  • как фрагмент теории (близки к педагогическим принципам);
  • как выражение философских идей;
  • как остроумный афоризм.

В зависимости от содержания различают виды пословиц, в которых отражено: 1. Родина – чу­ж­бина; молодость – старость; здоровье – хворь; ум – глупость; правда – кривда; строгость – кро­тость; работа – праздность. 2. Дети – семья; грамота, ученье, признательность, взаимность. 3. Род (племя), честь (почет), добро – зло, жених – невеста, дом (двор).

Например, в казахских пословицах о человеке отражены такие качества как:

  1. сострадание, взаимопонимание, готовность прийти на помощь людям:

Человек – опора человеку.

Человеком быть легко, человечным быть трудно.

Человеку без человека жизни нет.

Хорошего коня похвали, хорошего человека поддержи.

  1. Честь и достоинство:

Человек – достойное имя человека.

Самая святая пища – хлеб, самое святое имя – человек.

Каждого приветствуют по его достоинству.

Родившись человеком, надо и умереть человеком.

У каждого человека есть своя высота.

  1. Честность:

Человека обмануть – преступление перед совестью, брата обмануть – преступление перед матерью.

  1. Трудолюбие:

Труд украшает человека, а человек свое время.

Три дела человеку делают честь:

колодец, вырытый в пустыне;

мост, проложенный через реку;

дерево, посаженное у дороги.

Земля красна плодами, джигит – делами.

  1. Героизм, смелость, решительность:

Крепкое бревно нужно для подпорки потолка; стойкий джигит – для опоры народа.

Смелого лодка и в шторм не утонет.

Нет земли без цветов, а народа без героев.

Крепости покоряются отважным.

Батыр с дубинкой труса с саблей одолеет.

  1. Настойчивость, упрямство:

Вершину одолеет идущий.

Настойчивый и из сита воды напьется.

Кто ищет, тот всегда найдет, что ищет.

Бегущий обгонит, лежащий отстанет.

К настойчивому джигиту счастье само идет навстречу.

  1. Знания, учение, ум:

Для ученого мир светел, для неуча мир темен.

Не стремись удивить красноречием, стремись удивить знанием.

Нет жизни без знания, нет знания без учения.

Учение – основа знания, знание – основа счастья.

Сильный победит одного, ученый – тысячу.

В воспитательной работе с детьми необходимо использовать только те пословицы, терминология которых понятна современному ребенку.

2. Воспитание трудолюбия в пословицах

Труд является целесообразной деятельностью человека, направ­лен­ной на видоизменение и при­способление предметов природы для удовлетворения своих потребностей, и выступает осно­вой развития человека. Его ведущими функциями являются утилитарно-практическая (обеспечи­ва­ет создание материальных и духовных ценностей, социаль­но-бытовых условий жизни и деятель­но­сти человека); развивающая (способствует умственному и физическому развитию человека, раз­ви­тию его эмоциональной и волевой сфер); воспитательная (способствует формированию в про­цес­се труда личностных качеств человека и нравст­вен­но-эстетического отношения к жизни и дея­те­льности).

Воспитание подрастающего поколения у всех народов тесно связано с трудовой деятельно­стью. Через труд осуществляются отноше­ния человека с другими людьми, с обществом, с приро­дой. Воспитание детей в труде является лучшей традицией народа. Оно с древнейших времен бы­ло важнейшей обязанностью родителей. Трудовые знания и опыт складывались веками и переда­ва­­лись из поколения в поколение. Взрос­лые своим трудом показывали детям пример высокой нра­в­ствен­но­сти, ответственности и дисциплины. Г.Н. Волков отмечает: «Труд в на­ро­дной педагогике за­нимает особенное место. Пустословие и делови­тость взаимно исключают друг друга. Детям пос­то­янно внушается мысль о необходимости мало говорить, много делать. В традиционной культуре вос­питания присутствует идея самоценности бескорыстного труда. Не все продается и поку­пает­ся. Бесплатный труд может быть полезен зна­ни­ями, умениями и навыками, приобретенными в дея­тельности, и опре­де­лен­ными личностными качествами, нравственными свойствами. В народе це­нит­ся единство слова и дела» [1, с. 138].

Трудовое воспитание было тесно связано с повседневной жизнью, с выполнением домашних обя­занностей, овладением навыками выполне­ния различных дел. Положительная сторона народ­но­го трудового воспитания – это совместный труд взрослых и детей, способствовавший приуче­нию их к реальным жизненным ситуациям. Участие детей в трудовой деятельности рассматрива­лось как потребность; детей с раннего возраста приучали к труду. Это способствовало формирова­нию трудолюбия, ответственности, добросовестности, старательности. Трудовое воспитание в на­род­ной педагогике имеет много общего. Оно направлено на формирование  трудолюбия; дос­ти­же­ния мастерства в деле, профессии; искоренение праздности и лени. Народ высмеивает человека, ко­то­рый ищет легкой работы. Поговорка гласит: «В дождли­вый день много найдется желающих кур поить». Труд воспет в казахских пословицах «Жить без труда, как жить без огня», «Пока на лбу пот не выступит, в котле не забурлит», «Скот множится у того, кто умеет его пас­ти», «Имя джигита трудом славится», русских – «Горька работа, да хлеб сладок», «Без дела жить – только небо коптить», «Без труда не вытащишь и рыбку из пруда».

        3. Загадки как средство народного воспитания

Загадка является комбинированным средством воздействия на сознание, её цель – умственное воспитание в единстве с другими сторонами формирования совершенного человека.

Умственному воспитанию уделялось значительное внимание в вос­питании у всех народов. Народ в прошлом был лишен возможности уче­ния, приобретения знаний, но в глубине сознания народных масс всегда было стремление к образованию. Это нашло отражение в посло­ви­цах. Например, казахские пословицы: «В учении трудно, да плоды учения слад­ки», «Для ученого мир светел, для неуча темен». Загадки широко применялись в системе народного воспитания. Дети (7-8-ми летние) загадывали и отгадывали загадки о растениях, животном мире родного края, окружающих предметах быта. Например: «В темной кибитке тигр рычит» (мельница), «Молчком лежит, внезапно схватит» (кап­кан); «В стаде сто овец и коз, сколько ног и ушей?» [3, С. 197]. Загад­ки способствуют развитию не только сообразительности, но и наблюда­тельности, так как в них выделяются характерные качества предметов.

Загадка – жанр народно-поэтического творчества, иносказательное поэтическое описание ка­ко­го-либо предмета или явления, испытывающее сообразительность отгадывающего. Загадки ока­зы­­­вают влияние на умственное, эстетическое и нравст­вен­ное воспитание. В глубокой древности они в равной степени выпол­няли все эти функции, но позднее в них доминирующим началом ста­ло умственное воспитание. Загадки развивают мышление детей, приучают их анализировать пред­ме­ты и явления из различных областей окружающей действитель­ности; различные загадки об од­ном и том же явлении позволяет давать всестороннюю характеристику данному явлению. Загадки обо­гащают человека знаниями из различных областей жизни, причем совокупность сведений о при­­ро­де и обществе в процессе разгадывания загадок при­об­ре­тается ребенком в процессе актив­ной мыслительной деятельности. Загадки не только учат анализировать явления и предметы окру­жа­­ю­щей действительности и их признаки, но и имеют поучительный смысл. Например, загадка о месяце одновременно представляет со­­бой и поэтический афоризм о человеческой жизни:

Когда я молод был,

Светло светил.

Старым стал

Меркнуть стал.

В процессе воспитания детей загадки также имеют диагностическую фун­к­­цию – позволяют вы­явить степень наблюдательности, сообразите­ль­ности, умственного развития и творческого мы­ш­ления ребенка. Особенности загадок состоят в том, что они: приучают анализировать предметы и явления, сопоставлять их свойства и качества; развивают мышление; способствуют воспитанию нравственных качеств (добро, правда и т.п.); воспитывают эстетический вкус, т.к. имеют высокопоэтическую форму; являются привлекательными, т.к. применяются в игровой форме.

Различают следующие группы загадок: о человеке (его личностных качествах – чистота, правда и т.д., об отдельных органах – глаза, зубы, волосы и т.д., о труде и орудиях труда); о природе (солнце, лесе, растениях, животных и т.д.). Загадки могут быть представлены в различной форме – вопросы, миниатюрные рассказы, стихи, песни-загадки и т.д.

Таким образом, пословицам и загадкам присуща лаконичность; они развивают наблюдательность, сообразительность, быстроту мышления.

Андроид темы