Лекция 6. Сказки в народной педагогике
План:
1.Сказка как народное средство воспитания и ее познавательная роль
2. Педагогические идеи сказок
3. Использование народных сказок в воспитании
Литература:
1. Волков Г.Н. Этнопедагогика: Учеб.для студ. сред. и высш. пед. учеб. заведений. – М.: Академия, 1999. – 168 с.
2. Этнопедагогика народов Казахстана. Сборник научных трудов / Под редакцией Г.Н. Волкова и К.Ж. Кожахметовой. – Алматы: Алем, 2001. – 305 с.
3. Узакбаева С.А., Кожахметова К.Ж. Использование материалов казахской этнопедагогики при изучении педагогических дисциплин. – Алматы: Өнер, 1998. – 64 с.
4. Кожахметова К.Ж. Казахская этнопедагогика: методология, теория, практика. Монография. – Алматы: Ғылым, 1998. – 317 с.
5. Измайлов А.Э. Народная педагогика: педагогические воззрения народов Средней Азии и Казахстана. – М.: Педагогика, 1991. – 256 с.
6. Калыбекова А. Теоретические и прикладные основы народной педагогики казахов. Изд. 2-ое. – Алматы: БАУР, 2006. – 364 с.
1. Сказка как народное средство воспитания и ее познавательная роль
Сказки являются важным воспитательным средством, в течение столетий выработанным и проверенным народом. Сказки русского народа К.Д. Ушинский назвал первыми блестящими попытками народной педагогики.
Выделяют следующие особенности сказок как народных средств воспитания [1, с. 113]: народность, оптимизм, увлекательность сюжета, образность и забавность, дидактизм.
Народность сказок – в преобладающем большинстве сказок воплощены присущие народу нравственные черты: любовь к Родине и ее защита, отвага в борьбе со злом, трудолюбие и мастерство, справедливость, верность в дружбе и т.д.
Другая черта сказки – наличие элементов фантазии, выдумки, благодаря которой исполняются мечты героев.
Сказки пробуждают у слушателей целую гамму ощущений: веселье, юмор, радость, смех, нежность, ужас, жалость, горе. Синонимом истины всегда выступает добро, так как в народном представлении добро разумно, а зло глупо.
О дидактизме сказок (сказки поучительны и назидательны) очень точно написал А.С. Пушкин в «Сказке о золотом петушке»:
Сказка ложь, да в ней намек!
Добрым молодцам урок.
Сказки развивают в ребенке ценное качество – творческое воображение.
Народные сказки – своеобразный вид устной приключенческой литературы. Как с неослабевающим вниманием читаем мы современные фантастические повести о приключениях людей на далеких планетах, так с огромным интересом следим и за путешествиями сказочных героев. Эти сказки созданы не писателями, а народом. Они передавались из уст в уста на протяжении столетий, и дошли до нас благодаря искусству сказочников – талантливых рассказчиков и своеобразных их создателей.
Повествуя о жизни народа, народные сказки запечатлевают взаимоотношения людей, высмеивают пороки общества, встают на защиту угнетенных и обездоленных, выражают мечты народа о справедливости, о торжестве добра над злом.
2. Педагогические идеи сказок
В сказках воспеты личностные качества человека, олицетворяющего собой народный идеал. Так, в русских сказках – традиционные русские народные характеристики совершенного человека: умница и красавица, красна девица, добрый молодец, маленький да удаленький.
Ведущим качеством русской красавицы является ум, который предполагает наличие многих умений, в том числе и сноровки в труде. Например, в сказке «Про ленивую и радивую» [Про ленивых и радивых: Сказки славянских народов / Ответственный редактор Г.В. Кузнецова. – М.: Детская литература, 1970. – 62 с., С. 30 – 34.] вежливость и трудолюбие старшей дочери, случайно попавшей в избу Зеленого старика, щедро вознаграждены: выпив чашку волшебного молока, преподнесенного стариком, она становится красавицей, такой, что «не вздумать, не взгадать, только в сказке рассказать», и получает от него щедрые подарки – шкатулку, в которой находятся «и душегрея парчовая, соболями отороченная, и сарафан атласный, и башмаки с серебряными пряжками, и жемчуг скатный, и кошелек с золотом». Завистливая, ленивая, грубая и небрежная младшая дочь, стремившаяся получить подарки Зеленого старика после рассказа старшей, напротив, наказана: выпив чашку молока, она «стала дурнушкой», а в шкатулке вместо подарков оказались «одни угли да зола».
В народных сказках воспеты также такие качества человека:
- честность (казахская народная сказка «Сыновья Нуржана», русская сказка «Конек-горбунок» и др.):
«Стыдно, братья, воровать!
Хоть Ивана вы умнее,
Да Иван-то вас честнее:
Он коней у вас не крал» [Ершов П.П. Конек-Горбунок, с. 34];
- терпение (чешская народная сказка «Бутон Розы» и др.);
В сказках не только воспеваются положительные качества человека, но и высмеиваются отрицательные. Например: В сказке А.С. Пушкина «Сказка о рыбаке и рыбке» – жадность, алчность.
Мысль о добросовестном и честном труде выражена во многих народных сказках. Он прославляется в казахских сказках. Например, в сказке «Счастье Кадыра» заключена идея о том, что счастье человека находится в его же руках, оно добывается только трудом.
Жили два брата. Старший был работящим, разумным, а младший Кадыр – ленивый, завистливый, бестолковый. Ничего не получалось у него, люди не уважали его, ни одна девушка не смотрела на него. И завидовал он старшему брату: почему у того в жизни все ладится, почему он так счастлив? А где же его счастье? Умно отвечает ему брат: «У каждого свое счастье, Кадыр. Мое любит трудиться, твое, видно, спит где-то под карагачом». И пустился Кадыр в странствие на поиски своего счастья. И нашел он то, что искал: «…спит в тени мертвым сном раздетое и разутое, немытое и нечесаное какое-то существо, похожее на человека». Это и было его счастьем. Но и оно дает своему хозяину разумный совет: «Счастье помогает умным и трудолюбивым, как твой брат, а таким, как ты, глупцам и бездельникам, и счастье не впрок». Призадумался Кадыр, зашагал в обратный путь, надеясь встретить обещанное счастье. Отказался он от почета и власти, от богатства и благополучия. Оставшись в живых после встречи со львом, понял Кадыр, в чем его счастье. Не узнали вернувшегосяКадыра в ауле, так изменился он, стал новым человеком. Веселый, приветливый, он никогда больше не жаловался на свою судьбу, не завидовал. С утра до вечера Кадыр работал, все хвалили его за рассудительность, за добрый нрав. Достаток его умножался день ото дня, обзавелся он и семейством. Зажил он в радости и почете. Счастливее всех живет Кадыр. Понял герой сказки: самое главное в жизни человека – созидательный труд. Счастье человека не в богатстве, не во власти, не в почестях. Оно добывается своими руками. Кузнец своего собственного счастья – разумный, не боящийся трудностей, трудолюбивый человек.
Трудолюбие воспето во многих сказках других народов: русских «Ванюшка и царевна», «Кобылья голова», «Про ленивую и радивую»; украинских «Кузнец и крылатый змей», «Хороший порядок»; белорусской «Кто лучше?»; болгарской «Сливы за сор»; польской «Король-подпасок».
Тесная взаимосвязь эстетического и нравственного воспитания выражена в народных сказках. В народных сказках красота всегда ассоциируется с добрыми поступками человека, его нравственными качествами, а безобразное, отвратительное – со злом, страхом, недобрыми поступками по отношению к людям и окружающему миру. Доброта и прекрасное сконцентрированы в образах таких героев русских народных сказок как добрый молодец, красна девица; безобразное и злое – в образах бабы яги, кощея бессмертного. В казахских сказках изображена действительность в эстетическом восприятии народа. Эстетика сказки «проявляется прежде всего в образах, через которые народ выражает свое отношение к прекрасному и безобразному, добру и злу, возвышенному и низменному. Положительными героями казахских классических сказок являются: охотник-стрелок, младший сын, красавица жена, тазша и др. Главные герои казахской сказки и есть тот эстетический идеал народа, в котором выражены мечты о защитниках обездоленных масс». Образ тазши, присущий многим сказкам тюрко-монгольских народов, часто подразумевает героя благородного происхождения, принявшего безобразный облик. Он обладает такими качествами как остроумие, доброта, справедливость, смекалка, хитрость. Выполняя всевозможные задания других героев сказок, он раскрывает свое истинное лицо и побеждает врагов, проявляя мужество и смелость.
У всех народов умственное воспитание тесно связано с нравственным. Считалось, что умный человек – это человек с высокими нравственными качествами, такими как честность, доброта, трудолюбие. Эта мысль четко выражена во многих народных сказках. Например, в казахских народных сказках «Награда мудрости», «Мудрая девушка», «Продавец разума» подчеркивается необходимость учения и знаний, которые помогают героям бороться со злом. В сказке «Кто сильнее: разум, наука или счастье» отмечается важность каждого из них, говорится о необходимости их сочетания:
Счастье заставляет человека волноваться, страдать, он изменчиво и неразборчиво. Наука сильна во всем мире, она может создавать, но и разрушать тоже. Нет в мире лучше друга у человека, чем Разум, но когда человек в гневе, разум исчезает, уступив место злу и возвращается, когда уже совершен дурной поступок. Бий, к которому они пришли разрешить спор, советует: разуму быть человеком, науке – конем, счастью – кнутом. И всем троим объединиться, и тогда всем на земле будет хорошо. Так справедливо был решен этот спор.
Ум в сочетании с высокими нравственными качествами прославляется и в сказках других народов. Так, в польской сказке «Король-подпасок» ум и справедливость «мужичка по имени Бурачок» побеждает гнев короля, не пожелавшего женить своего сына-королевича на «простолюдинке», единственной дочери мужичка Бурачка, несмотря на их взаимную любовь. Оказавшись в далекой чужой стране в роли подпаска благодаря смекалке и находчивости мужичка Бурачка, король осознал важную роль труда в жизни человека и необходимость освоения ремесел. Сумев вернуться в свой дворец, он благословил королевича и дочь мужичка Бурачка, разрешив им жениться. Так, благодаря уму мужичка Бурачка восторжествовала справедливость.
3. Использование народных сказок в воспитании
Народные сказки и сегодня рекомендуется использовать в воспитании подрастающего поколения. «В наш цивилизованный научно-технический век не до сказок вроде бы, но это не значит, что сказку можно выбросить как ненужную вещь из жилища. Это было бы с нашей стороны неразумно и даже бесчеловечно. Нельзя пренебрегать опытом прошлого. Сказка – это опыт человечества. Мы должны беречь сказку так же как бережем памятники старинного зодчества» (Ч. Айтматов).
А.С. Макаренко отмечал, что желательно, чтобы на книжной полке каждой семьи был сборник сказок. Он дал ряд методических рекомендаций по работе со сказкой: «Для рассказывания малым детям многие сказки нужно и можно сокращать, изменять язык, доводить сказку до полного понимания». В.А Сухомлинский отмечал большое значение сказок в воспитании: «Я не представляю обучение в школе не только без слушания, но и без создания сказок», – и считал, что составным, неотъемлемым элементом воспитания должно быть чтение, рассказывание, драматизация, слушание, переживание сказок.
Педагогическая особенность сказок – в их занимательности. Важное педагогическое требование – умение рассказать сказку: большое значение имеет личность сказочника, его манера рассказывания, т.е. «стиль рассказчика». Эмоциональность – важное требование к рассказчику.
Современными педагогами разработаны различные занятия с использованием сказок. Например, М.В. Рябко, А.Р. Каримовымв книге «Этномузыкальная организация физического воспитания детей среднего и старшего дошкольного возраста» (Новосибирская обл. п. Краснообск, 2007) предложена методика использования народных сказок в физическом воспитании детей: разработаны коррекционно-развивающие сказкотерапевтические занятия, на которых сказка используется как установка нравственных позиций (установка мировоззрения ребенка, понятий о добре и зле), образное обозначение двигательных заданий, психологическая установка (снятие излишнего напряжения или побуждение к двигательной активности).
Таким образом, обладая значительным воспитательным потенциалом, сказки широко используются в современном воспитании.